Символ советской эпохи- легендарный ЗиЛ-130. При разработке ЗиЛ-130 инженеры и дизайнеры засматривались на зарубежные образцы. Одним из ярких копирований можно назвать панорамное «выгнутое» ветровое стекло. ЗиЛ-130 комплектовался бензиновым 6,0-литровым V8 с чугунным блоком и алюминиевыми головками. Степень сжатия составляла 6.5, мощность — 150 л.с. Модернизированный мотор это задумка советских инженеров - крайслеровский V8 объемом 5.8л, который применялся на ЗиЛ-111. ЗИЛ имел прочную и мощную раму, стойкую к перегрузкам и эксплуатации по плохим дорогам. ЗиЛ-130, с грузоподъемностью в 6 тонн, относится к среднетоннажным грузовикам.
Первый образец 130-го был собран в 1956 году. В 1959-ом автомобиль был показан на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. А еще через четыре года началось массовое производство грузовика. На ЗиЛе его выпускали до 1994 г. Но даже после этого машину продолжали собирать до 2010-го, а по некоторым данным даже до 2014 г на уральском предприятии АМУР под именем АМУР-531350.
В 1986 году грузовик модернизировали. Внешне ЗиЛ-130 не изменился , но получил новое обозначение ЗиЛ-431410. Также машина была оборудована многоконтурным приводом тормозов. Грузовик был раскрашен так- синяя кабина и белая передняя часть. По этому поводу ходило очень много легенд. Одна из них- в СССР был переизбыток синей краски, к тому же она была дешевая. Вторая - сочетание синего и белого придумал дизайнер Эрик Сабо , т.к авто будет более заметным на дороге, тем самым снизив аварийность. Третья версия- генсек Никита Сергеевич Хрущев настоял на этой раскраске, чтобы показать мирные намерения СССР.
ЗиЛ-130 служил платформой для самой разной техники. На его основе, к примеру, Чкаловский автобусный завод выпускал модели «Таджикистан-5» (3205). Силовой агрегат и мосты лихачевского грузовика применялись на грузовиках КАЗ-608 и 608В из Кутаиси.
Первые опытные образцы нашего героя появились в 1962 г. В начале грузовик хотели назвать ЗиС-125 или ЗиС-150М. Новые формы капота и кабины, оригинальная решетка радиатора, бело-голубой окрас и дверные ручки, неподвижные с кнопкой, - все это основные новшества, которые впитал в себя 130-й.
Примечательно, что у опытных машин была несколько иная решетка радиатора:
С конвейера стали выпускать ЗИЛ-130. Серийное производство началось в 1964 г., и очень скоро грузовик наряду с горьковским ГАЗ-53 занял главенствующую позицию во всех отраслях народного хозяйства. Его можно было встретить и на строительстве, и на сельских дорогах, и на военных парадах, и на городских улицах. Машина уверенно брала до 5 т груза не только по асфальту, но и по грунтовым дорогам, благодаря неплохой проходимости и новому двигателю объемом почти 6 л и мощностью 150 л.с. Кабина же грузовика была очень просторной и комфортабельной. В ней спокойно могло разместиться 3 человека, а в распоряжении водителя воздуходувка, гидроусилитель руля и надежная 5-ступенчатая коробка передач.
Грузовик стал действительно многофункциональным. На его базе, помимо стандартных открытых кузовов, изготавливались самосвалы:
Кроме того, на основе ЗИЛ-130 выпускался самосвал с отдельным индексом ЗИЛ-555. Его можно узнать по «скругленному» кузову:
Грузовик постоянно модернизировался, в результате чего изменялись грузоподъемность машины и мощность двигателя. Внешне же лишь немного менялся взгляд фар.
ЗИЛ-130 выпускался до 1994 г., и за это время было произведено около 3 миллионов 500 тысяч этих грузовиков. Они стали мощью и надежностью социализма, и перестройки, и лихих 90х. А еще эти машины часто снимались в кино:
Даже сегодня ЗИЛ-130 – не редкость в нашей стране.
#зил130 #зил #грузовики #самосвал #ссср #техникассср #авто #советскийавтопром #автоссср #жигули