Smagen af sult, “Вкус голода” – это оригинальное и настоящее название мелодрамы режиссёра Кристоффера Бо (Christoffer Boe) по сценарию Тобиаса Линдхольма (Tobias Lindholm). Но для русского зрителя “подсластили” словосочетание, потому что исходник не вполне съедобный (если уж выражаться терминологией из обсуждаемого фильма).
Синопсис фильма
По сюжету семейная пара Мэгги (в исполнении Катрин Грейс-Розенталь) и Карстен (в исполнении Николая Костера-Вальдау) из Копенгагена открывают ресторан Malus. Это – предел мечтаний для Карстена, а Мэгги отдала на открытие всё своё наследство. Карстен – талантливый повар, хотя и со своими недостатками, а Мэгги, хотя и любит своего мужа, хотя и желает ему, чтобы Malus получил заветную звезду Michelin, всё же женщина и ей нужно мужское внимание. Вот тут-то и будет подвох.
Истинное название фильма Smagen af sult полностью отображает то, что заложено в основу разлада пары.
Структура и сильная сторона Smagen af sult
Фильм поделён на 5 глав: Sød (Сладкое, приятное), Sur (Кислое), Fed (Жирное), Salt (Солёное), Varme (почему-то перевели как “Острое”, хотя на самом деле – это “Потепление”).
В плане операторской работы Мануэля Альберто Кларо фильм сделан красиво – планы получились чистые, чёткие, передающие красоту и Копенгагена, где разворачивается действие, и искусство приготовления блюд, что важно отобразить для погружения в профессию Карстена. В объективе Кларо становится очевидным, что приготовление еды профессионалами в ресторане, претендующим на звезду Michelin, это высокое искусство. Такое же, как сочинение стихов, написание оперы или рисование картины.
Благодаря активному окрашиванию планов в яркие цвета, передаются бурные эмоции и постоянный стресс Мэгги и Карстена, которые превращаются в звенья назревающих проблем в их паре. Но, к сожалению, в этом фильме трудно определить, что служит причинами или просто катализаторами ухудшения их романтических отношений. На первый взгляд это интригующая история, а вот по большей части это – просто созерцательная картина, волнующая лишь тем, что тут классно и вкусно выглядит еда. А также захватывает то, как дотошно готовится стол к посещению гостей ресторана – без преувеличения приборы, бокалы и салфетки выставляются по линейке.
И пусть вас не сбивают с толку мотивы яблока, маринованных фиг в бутерброде и кислых лимонов. Они не будут украшать смыслами сюжет, как кажется в начале. Это звучит аппетитно – да. Они эстетично едят – да. Название десерта, который Карстен есть в начале фильма “Лесное яблоко с желе из райских яблочек”, звучит поэтично – да. И не более. Фильм прославляет кулинарное искусство, поскольку объектив оператора с любовью показывает изысканные блюда, которые радуют глаз не меньше, чем могли бы порадовать вкусовые рецепторы. Smagen af sult изучает, как свет и звук могут влиять на вкус. Режиссёрский подход к гастрономии столь же скрупулезен, как и к блюдам, которые готовит Карстен. И красота кадров с едой и действующими лицами в отрыве от сюжета – это сильная сторона фильма.
Необычное открытие о датской мелодраме
Этот фильм удивил меня не сюжетом, не красотой блюд, которые показаны в кадре (их я видела много и в кулинарных шоу, и в других фильмах на кулинарную тему), он неожиданно превратился в привычную мелодраму, которые постоянно показывают по каналам Россия1, Домашний и Русский Романс. Но именно смотрибельные варианты, например, “Механика любви” (2020), “Двигатель внутреннего сгорания” (2017) и “Входите, закрыто” (2020). Иногда бывает удивительно интересное кино с плавным сюжетом, который не вгоняет в тоску, а вовлекает и заставляет сопереживать. Эти истории по-прежнему остаются стеклом, но всё же в них ощущается вдохновение, желание действительно показать приятную историю с началом, завязкой и развязкой (пусть и неизменным приторным хэппи-эндом), но к действующим лицам за два часа привыкаешь, что уже ничего другого, кроме счастья им не желаешь.
Так, Smagen af sult, будучи сначала с претензией на что-то художественное, в финале вдруг превращается в “стекло”. Всё то, что супруги узнают друг о друге, о своей дочери, о коллеге, вдруг превращается в пыль, нет, в сахарную пудру (будем придерживаться кулинарных терминов) и развеивается на лёгком ветру Копенгагена. Все эти страшные предвестники чего-то (родинка, анонимное письмо, происшествие в лесу) проходят как сон. Да, опять же, банальная вещь – никто не отменяет того, что кино можно воспринимать как сон, но никому не интересно смотреть на то, что у кого-то всё хорошо. Кино – это пример жизненных ситуаций, доведённых до разумной степени абсурда. Можно списать на то, что семье Карстена и Мэгги приснилось дурное сновидение, но они проснулись и снова стали счастливы. Но путь героя здесь получился неполный. Какой-то детский. Даже у братьев Гримм сказки были страшнее.
Если для фильмов на вышеперечисленных каналах быть похожим на датскую мелодраму – это комплимент, то для европейского кино неожиданно стать обычной картинкой со “второго канала” – это снижение в баллах.
Из симпатичного в этом фильме то, что в нём воспели оду обычному хот-догу. Это правда трогательно. С него началась история Мэгги и Карстена, им и завершилось повествование. Дети предпочли поесть с родителями сосисок из уличного вагончика вместо претенциозной кухни ресторана с мишленовской звездой. Здесь можно порассуждать на тему того, что цена и ценность понятия разные, что главное – не престиж, а простое счастье, но в Smagen af sult это не требуется.