1969-й ознаменовал собой окончание 60-х и начало формирования новой платформы рок-музыки, которая за следующие пять лет будет доведена до совершенства, но притормозит затем под напором панк-рока и диско.
Сейчас, оглядываясь назад более чем на 50 лет, можно заметить, что таких годов, как 1969, было не так уж и много. За эти 12 месяцев были выпущены дебютные альбомы таких совершенно разных групп, как LED ZEPPELIN, THE STOOGES, YES, THE ALLMAN BROTHERS, KING CRIMSON, FREE, MOTT THE HOOPLE. Сегодня это кажется невероятным.
1969 год не был годом рождения рока, но однозначно был годом его взросления, это год Вудстока, фактически год собственно последнего альбома THE BEATLES, год, когда слияние новых технологий, накопленного опыта и амбиций привели к созданию некоторых из самых определяющих релизов рока.
Январь:
LED ZEPPELIN - Led Zeppelin
Мультиплатиновые с самого дебюта, LED ZEPPELIN переиграли основы зарождающегося тяжелого рока своим потрясающим дебютом, спродюсированным Джимми Пейджем и менеджером Питером Грантом.
Невообразимый безумный блюз You Shook Me, определившая их дальнейшую карьеру Dazed And Confused, элегическая сторона Роберта Планта в Babe I'm Gonna Leave You, Black Mountain Side с Вирамом Джасани на табла. Добро пожаловать в новый мир хард-рока, амбиции и мощь которого остаются эталоном и по сей день.
Март:
CREAM - Goodbye
CREAM разбежались пятью месяцами ранее, на обложке трио в атласных цилиндрах и фраках, а внутри конверта названия песен написаны на надгробных плитах. В Goodbye собраны как концертные, так и студийные треки.
Badge, написанная Клэптоном в соавторстве с Джорджем Харрисоном, стала одной из любимых песен фанатов CREAM. Великолепно звучит концертная очень громкая версия I’m So Glad, предвестник музыкальных направлений 90-х.
GENESIS - From Genesis To Revelation
После коммерческого провала пластинки GENESIS избавились от продюсера Джонатана Кинга, возложив на него ответственность за неудачу их элегантных, обаятельных, хотя иногда и довольно надуманных песен дебютного альбома.
Из-за черной обложки, на которой было только название, написанное золотыми буквами, альбом частенько попадал в музыкальных магазинах на полку с религиозной музыкой.
Сведение на In The Wilderness on Genesis Archives 1967-75, по их словам, ближе к тому звучанию, которое задумывала группа. И несмотря на неудачу альбома, GENESIS обрели уверенность в написании песен, чтобы продолжить и стать в скором времени супергруппой.
Апрель:
THE VELVET UNDERGROUND - The Velvet Underground
После того, как группа была уволена с MGM Records, она подписала контракт с Atlantic, и третий альбом THE VELVETS был записан с Дугом Юлом, заменившим Джона Кейла, который ушел, чтобы продюсировать Marble Index - сольный альбом Нико, участвовавшей в VELVET UNDERGROUND в первом релизе, и группу THE STOOGES. Таким образом, основным человеком в THE VELVETS стал Лу Рид.
Пластинка была записана в Лос-Анджелесе, но группа сознательно избегает каких-либо ассоциаций с движением хиппи. Jesus очень иронична, Beginning To See The Light и What Goes On - прямолинейный рок. Альбом, концепция которого вне времени. Возможно, что именно поэтому он был практически проигнорирован в момент выхода.
Май:
THE MC 5 - Kick Out The Jams
По- видимому, ни один другой альбом не отражает тот революционный пыл, охвативший весь американский музыкальный мир в 69-м, как Kick Out The Jams группы THE MC 5.
От White Panther Party, призывающей слушателей выбирать между летаргией и решительными действиями, до Burning Motor City, рассказывающей о том, что тогда происходило на улицах Детройта, залитых бензином.
Но отложив в сторону проблемы американской действительности, можно услышать зажигательную игру гитаристов Фреда «Соник» Смита и Уэйна Крамера на Rocket Reducer No. 62 (Rama Lama Fa Fa Fa) - этакой гипер-роковой вещицы.
THE WHO - Tommy
Двойной альбом, разошедшийся тиражом в два миллиона экземпляров, амбициозная рок-опера Пита Таунсенда, окончательно утвердившая THE WHO в Америке.
Помимо концептуальной оперы, в Tommy есть и отличные отдельные песни, такие как Pinball Wizard или I’m Free.
Музыка, воочию отражающая все прекрасные стороны некомпьютерной эпохи, о чём ни одна современная группа не может даже мечтать сегодня.
Идея Таунсенда, энергичный вокал Роджера Долтри и самая несдержанная ритм-секция в истории рока. Плюс амбициозный конверт, выполненный в виде складывающегося триптиха.
Режиссер Кен Рассел снял фильмовую версию оперы с Долтри, Джеком Николсоном, Элтоном Джоном и Тиной Тернер.
MOODY BLUES - On The Threshold Of A Dream
В своем насквозь пропитанном меллотроном четвертом альбоме MOODY BLUES отложили своё ритм-энд-блюзовое прошлое, выйдя на первое место в Британии и надолго обосновавшись в чартах США.
Очень претенциозный альбом со словесными заявлениями в стиле декартовского «я мыслю, а значит существую».
Атмосферу максимально резюмируют Dear Diary и Send Me No Wine.
Июнь:
PROCOL HARUM - A Salty Dog
Лучшая группа Саутенда в последний раз блеснула своим классическим составом на третьем альбоме, а клавишник Мэтью Фишер стал продюсером очень вкусных песен пластинки, таких как Crucifiction Lane.
Тяготеющая музыкально к авантюрам, насыщенная звуковыми эффектами и оркестровками, она стала первым релизом PROCOL HARUM, появившимся в британских чартах.
Июль:
YES - Yes
«Амбициозный, изобретательный и свежий» - вот эпитеты, которыми единодушно наградили дебют группы YES критики по обе стороны Атлантики.
Альбом получился с дальним прицелом, YES основательно разработали здесь свой стиль. Основные элементы, характеризующие группу в звездном будущем, уже активно присутствуют в таких песнях, как Survival, Looking Around или Yesterday & Today. Плотная джазовая ритм-секция, мастерская гитара Питера Бэнкса на электро и на акустике, заоблачные вокал и тексты Джона Андерсона.
Им немного не хватило мелодий для полноценной пластинки, и YES компенсировали ситуацию каверами в стиле VANILLA FUDGE на песни Every Little Thing группы THE BEATLES и I See You группы THE BYRDS.
Август:
BLIND FAITH - Blind Faith
Старые фанаты CREAM с нетерпением ждали мощного взрыва от этой супергруппы, в которой Эрик Клэптон и Джинджер Бейкер объединились со Стивом Уинвудом из TRAFFIC.
Участники же коллектива, по их словам, искали чего-либо более корневого, возможно, похожего на Music From The Big Pink - дебют группы THE BAND.
В итоге ожиданиям поклонников соответствовала лишь открывающая, действительно тяжелая Had To Cry Today, ну и моментами Sea Of Joy.
Более же утонченная Can't Find My Way Home или элегантная Presence Of The Lord, в которой Уинвуд блистал вокалом, вызвали процессы слюновыделения у других музыкантов, но среднестатистическому слушателю потребовалось время, чтобы оценить их. Но к тому времени BLIND FAITH ушли в историю, став жертвами ажиотажа, который они не могли переварить.
JETHRO TULL - Stand Up
Плодовитый год для TULL, выпустивших в 69-м, помимо вышеупомянутого альбома, два хит-синла, не вошедших в LP - Living In The Past и The Witch’s Promise.
JETHRO TULL - олицетворение андеграундной альтернативы 1969 года. Возглавляемые харизматичным фронтменом-флейтистом Иэном Андерсоном и мастером гитары Мартином Барре, они привели в восторг толпы хиппи своим исполнением Bourée И. С. Баха, комическими социальными песнями, такими как Jeffrey Goes To Leicester Square (в стиле группы KINKS, но более шикарно) и триповой Look Into The Sun.
В поддержку названия пластинки, четыре картонные фигурки членов группы вставали при развороте конверта, как на страницах детских книжек.
SANTANA - Santana
На гребне второй волны групп из Сан-Франциско SANTANA соединили латиноамериканскую и африканскую музыку с джазом, блюзом, фанком и роком в единый стремительный музыкальный водопад, основу которого поддерживали один барабанщик и два перкуссиониста, а гитарист Карлос Сантана и клавишник Грегг Роли рисовали свои мелодии на фоне этой ритмической избыточности.
Менеджер Билл Грэм буквально заставил их превратить бесконечно длинные джемы во что-то хоть как-то похожее на песни. Потрясающее выступление группы в Вудстоке сынициировало полмиллиона зрителей захотеть этот дебютный альбом ещё до его выхода. И неожиданным бонусом стал хит-сингл Evil Ways.
THE STOOGES - The Stooges
В 1969-м THE STOOGES действовали более чем эффективно, вытащив 25 тысяч долларов из Elektra, наняв Джона Кейла для продюсирования и за четыре дня записав абсолютно сырой дебютный альбом. Большая часть пластинки - их живой сет, материала не хватало, и в спешке были дописаны три песни, получившиеся почти столь же захватывающими, как и их потрепанная концертными выступлениями, но выдающаяся I Wanna Be Your Dog. Излишне говорить, что пластинка завела народ.
Реальный эффект их дебюта? Альбом оказал существенное влияние как минимум на пять последующих поколений музыкантов и стал настольной книгой для легионов аутсайдеров.
«Я думаю, что наибольшее наше достижение состоит в том то, что мы положили конец 60-м», - сказал Игги Поп в 1977 году.
Сентябрь:
Дженис Джоплин - I Got Dem Ol' Kozmic Blues Again Mama
Дженис изрядно разозлила хиппи Сан-Франциско тем, что ушла из группы BIG BROTHER & THE HOLDING COMPANY, но Kozmic Blues во многом её реабилитировал, доказав, что она способна не только на безумные живые выступления.
Новая группа дала солидную музыкальную платформу ее необузданным эмоциям в восторженной Try (Just A Little Bit Harder), пикантной Maybe и Work Me Lord с явным оттенком госпела. А ее версия Little Girl Blue впечатлила Роджерса и Харта не меньше, чем Джо Кокер Леннона и Маккартни, когда он исполнил With a Little Help From My Friends. Роджерс был потрясен, а культовый статус Дженис восстановлен.
THE DOORS - The Soft Parade
Амбициозный четвертый альбом ознаменовал окончание чартовой успешности THE DOORS. Из четырех синглов стал хитом только Touch Me, который Джим Моррисон исполнил в самой своей распевной манере.
Оркестровка, джазовые валторны и элементы кантри - критики разделились во мнениях, но истинные поклонники DOORS очень любят The Soft Parade. Манзарек, Кригер и Денсмор постарались, альбом звучит как единое целое, за исключением сильно своеобразного, немного забавного заглавного трека, а вот обложка альбома просто великолепна.
Октябрь:
FLEETWOOD MAC - Then Play On
Пожалуй, ни одна пластинка так явно не заявила о закате британского блюзового бума, как Then Play On. После двух сочно пропитанных блюзом альбомов FLEETWOOD MAC сменили курс. Джереми Спенсер как фетишист Элмора Джеймса был отстранен и появился лишь на одном треке, а Питер Грин исследовал новые направления вместе с вокалистом-гитаристом Дэнни Кирваном.
Открывающая Coming Your Way довольно-таки блюзовая, но в основном альбом черпает из другого источника.
Двухчастная Oh Well наглядно демонстрирует разные стороны стиля Питера Грина. Но именно песни Кирвана, особенно Closing My Eyes и My Dream, высвечивают дорожку, которая в 1977-м приведет группу к Rumours.
Фрэнк Заппа - Hot Rats
Второй сольный альбом Фрэнка Заппы и сейчас остается одной из его самых популярных и доступных работ. По большей части инструментальный, он представляет собой сет из джемов и джаз-рок-фьюжн, и это ещё до того, как этот стиль официально появился. Здесь впервые применены 16-дорожечная запись, открывшая невиданные доселе возможности для наложений, изменения скорости ленты и записи барабанов в реальном стерео-варианте.
Hot Rats оказал огромное влияние как на джазеров, которые хотели захватить более широкую и прибыльную рок-аудиторию, так и на рокеров, которым надоели рамки трех аккордов и размера 4/4.
THE BEATLES - Abbey Road
Записанный позже Let It Be, но выпущенный ранее, Abbey Road стал лебединой песней. Продюсер Джордж Мартин разделил пластинку на две части.
Первая воочию демонстрирует универсальность группы на текущий момент.
Come Together и I Want You (She’s So Heavy) Джона Леннона, сильно попавшего тогда в наркотическую зависимость, звучат очень роково-грязно и контрастируют с игривыми, в лёгком жанре, Maxwell’s Silver Hammer и Oh Darling! Пола Маккартни, особенно если учесть, что и Come Together, и Oh Darling! в основе своей представляют блюзовые последовательности. Но насколько разное настроение!
Нежная, лиричная Something Джорджа Харрисона стала хитом, а Here Comes The Sun - предшественником его сольных работ.
Вторая часть воистину загадочна: последние студийные сессии THE BEATLES выдали блестящее длинное попурри.
Финальная вечеринка 60-х. Кстати, Yellow Submarine тоже вышел в 69-м.
PINK FLOYD - Ummagumma
Вслед за саундтреком More, PINK FLOYD выпустили увесистый двойник Ummagumma, включающий в себя как концертные треки, записанные в Манчестере и Бирмингеме - Set The Controls For The Heart Of The Sun, Careful With That Axe, Eugene, так и экспериментальные студийные произведения, такие как Grantchester Meadows Роджера Уотерса или The Narrow Way Suite Дэвида Гилмора.
Название предположительно представляет собой не очень приличное выражение студентов Кембриджа, но участники группы это отрицали.
PINK FLOYD во всей их помпезности.
KING CRIMSON - In The Court Of The Crimson King
Хотя это была не первая подобная попытка, но только с выходом этого новаторского дебюта KING CRIMSON фолк, джаз, рок и классическая музыка были, наконец, достойным образом склеены в единое целое. Так родился прогрессивный рок, и многие считают, что это первый настоящий прог-альбом.
Апокалиптический рифф фирменного кримсоновского трека 21st Century Schizoid Man не просто потряс всех своей мощностью и убедительностью. Смены тактовых размеров и меняющаяся динамика снесли крышу многим людям. В альбоме много меллотрона и великолепных гармонических и мелодических структур, наиболее ярко проявившихся в Epitaph и эпической заглавной композиции.
CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL - Green River
Вообще-то Creedence Clearwater Revival выпустили три альбома в 69-м, помимо вышеуказанного - это Bayou Country и Willy And The Poor Boys, и стали одной из самых любимых групп в Америке. Green River, который назвали «болотным роком», подарил поклонникам хиты Bad Moon Rising, политически резкий Commotion, и заглавный трек.
Говорят, всё, к чему прикасались CREEDENCE, становилось платиновым. Классика музыкальных автоматов США.
LED ZEPPELIN - Led Zeppelin II
Никто ничего не знал о LED ZEPPELIN в начале 1969 года. А к концу года они изменили лицо рок-н-ролла. После выхода в январе первого альбома группа отправилась в длительный тур, и Led Zeppelin II записывался в течение следующих восьми месяцев в девяти разных студиях, зато микшировался всего два дня.
И при этом альбом вполне воспринимается как единое целое. Это заслуга Джимми Пейджа, который четко понимал, чего хочет достичь, используя инновационные методы записи и продюсирования.
Ноябрь:
THE ROLLING STONES - Let It Bleed
Брайан Джонс умер, трагедия Альтамонтского фестиваля уже маячила на горизонте, а STONES сидели в глубокой наркотической яме, и тем не менее разродились шедевром. Альбом провозгласил новое направление. Микс кантри-блюза и хонки-тонк.
Звучит ещё более декадентски, чем предыдущие пластинки, альбом полностью отражает текущее видение Мика Джаггера, который умно позволяет Киту Ричардсу диктовать всё, что связано с размерами и темпом. Киту в помощь вундеркинд-гитарист Мик Тейлор и клавишники Эл Купер и Ники Хопкинс.
К альбому прилагался бесплатный постер.
THE ALLMAN BROTHERS BAND - The Allman Brothers Band
Группа стоит у истоков южного рока, представители которого сформировали некий альянс против рок-картелей Калифорнии и Восточного побережья. Но альбом писался в Нью-Йорке.
Ведомые звездой слайд-гитары Дуэйном Оллманом, ещё одним мастером шести струн Дикки Беттсом и клавишником Греггом Оллманом, ALLMAN BROTHERS были укомплектованы басистом и двумя барабанщиками.
Группа выпустила очень ровный дебют, в котором можно выделить Whipping Post и любимицу фанатов на концертных шоу Dreams.
Так возник новый жанр, вскоре вдохновивший LYNYRD SKYNYRD.
CHICAGO TRANSIT AUTHORITY - Chicago Transit Authority
Не так уж часто брасс-рок звучит столь убедительно. Хиты Beginnings и Does Anybody Really Know What Time It Is, востребованные на поп-радиостанциях, или I’m A Man, отлично звучащий на живых шоу CHICAGO, приводили в восторг поклонников своими духовыми и перкуссией, начиная прямо с Introduction. И три основных вокала, не считая бэков - Роберта Ламма, Терри Кэта и Питера Сетеры.
Читать также:
- День Рождения Ринго Старра