Найти тему
Свое Дело Плюс

«Параллельный импорт» добрался до кинотеатров

Мировые премьеры Голливуда все-таки дошли до российских кинотеатров. При этом голливудские блокбастеры показывают не сами кинотеатры, а арендаторы залов.  Арендная плата позволяет покрывать операционные расходы и поддерживать коллективы. Время пандемии, когда кинотеатры были частично закрыты и их работу ограничивали из-за ковида, теперь кажется кинопрокатчикам раем.

Зрители соскучились по походам в кино и готовы бежать туда даже босиком
Зрители соскучились по походам в кино и готовы бежать туда даже босиком

В марте американские студии прекратили сотрудничество с российским кинопрокатом и выходящие из-под ограничений российские кинозалы осознали, что можно закрываться. Но тогда была какая-то надежда на правительство и оно не бросит и даст, может быть, субсидии.

Однако этого не случилось, кроме небольших пожертвований региональных властей Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, рассказывает Олег Березин, директор компании «Невафильм» и  участник кинопроката.

Но некоторые кинотеатры показали «Бэтмена» и в настоящий момент в афише сети Великан-парк отмечен «Топ Ган Мэверик» голливудский блокбастер с Томом Крузом показывают в кинотеатрах «Великан — парка» на Петроградской, показывают голливудские фильмы и другие кинотеатры, только они это не афишируют.

Два года минимум

Минкульт не регулирует кинотеатры, рассказали владельцы кинотеатров, он регулирует кинопроизводство и распределяет госбюджеты на производство фильмов. Но так как оголение рынка кинопроката случилось достаточно внезапно, то нарастить кинопроизводство за три месяца так, чтобы заполнить экраны всех российских кинотеатров, не получилось. На это, говорят специалисты, потребуется не менее двух лет. А что делать кинотеатрам пока, в ожидании этого светлого момента?

Сейчас у них копятся долги по операционным расходам, за коммуналку, свет, тепло, аренду, растет долг по зарплате персоналу. Поэтому вопрос «параллельного импорта» встал сам собой.

Олег Березин, генеральный директор компании «Невафильм»
Олег Березин, генеральный директор компании «Невафильм»

Но поможет ли это #кинотеатрам, Олег Березин не уверен. «В силу ряда причин, — говорит он, — аудитория, которая смотрит голливудское кино, она маленькая. До пандемии, до 24 февраля в кино вообще ходили 5 млн россиян — это менее 5% жителей страны. Но если посмотреть страны с высокой посещаемостью кинотеатров — Китай, Индию, Турцию, Японию, Корею, Нигерию (эта страна возглавляет топ-пять стран по выпуску кинофильмов, на втором месте — Индия, и США — только на третьем)  — там очень высокая доля локального контента. Массовый зритель смотрит российское кино, российские сериалы и шоу. В последние годы у России был опыт производства фильмов, которые собирали по миллиарду в прокате, мы можем их производить. Нужно только дождаться этого момента, когда российское кинопроизводство в несколько раз увеличит свой объем. И это будет решением проблемы. Но должно пройти года два», — уверен директор «Невафильм».

Контент и сборы

Участники рынка считают, что «держать кино полузакрытым», по мнению чиновников, очень даже нужно — в этом суть некой системной логики. Массовый коллективный интерес — если посмотреть на все кассовые фильмы, это семейное большое кино, это как покататься на колесе обозрения — «Три богатыря», например. А идеологизированное российское кино обычно отрабатывает врожденное чувство ресентимента ( чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врагом»), зависть, обиды. «У нас — Великая Победа, фигуристы, хоккеисты, мы можем этим гордиться, в этом находим отдушину и чувствуем свою значимость», — говорят кинопроизводители.

Топовые фильмы последних лет — все про это: ресентимент. Фильм «Холоп» собрал 3 млрд рублей. Фильм «Вызов» — он про это, про ту гордость вопреки обстоятельствам. Сейчас все ждут распределения госбюджета. А кинопрокатчикам ждать некогда, коммуналку никто не отменял.

Импорт пошел

Все началось с «Бэтмана» — в российский прокат было выдано прокатное удостоверение, следует отметить, что его никто не отозвал ни Univesal pictures, ни Минкульт, говорит Олег Березин.

Однако далее на этом пути владельцу кинотеатра нужно принимать решение  — показ фильма без прокатного удостоверения — это нарушение закона. И любой проверяющий может прийти с санкциями, и затем возбудить дело и изъять оборудование. Поэтому залы сдают арендаторам — это хоть какая-то подстраховка.

Олег Березин говорит, что поинтересовался, когда в прошлом, в Петербурге — Ленинграде, закрывали кинотеатры. Может быть, в блокаду? В блокаду кинотеатры работали, билеты продавались, фильмы производились. Оказалось, что закрывали в 1920 году — когда шла гражданская война.

«Параллельный импорт — это ввоз оригинального продукта без согласия правообладателя. Айфон произведен и ввозится в страну не официальным, а другим путем. В кино — это копия с чего-нибудь, файла в онлайне,  может быть копия с экрана. Такие файлы достаточно хорошо защищены — вскрыть их чаще всего невозможно», — говорит Олег Березин.

«Поэтому нужно понять, что полученный таким образом #фильм — это будет суррогат, не всегда хорошего качества, вопрос — что скажут зрители?  Однако нам повезло, что русская версия голливудского кино нужна в Казахстане, странах Прибалтики, Грузии, Армении, Германии, прокат в этих странах для киностудий — ощутимый доход» — продолжает директор киностудии.

Наверное, наверху думают, что будет лучше, если кинотеатры закроются как-то сами, говорят участники рынка. «Вам разрешили, плывите, пиратьте», — с грустью отмечает другой собеседник из отрасли кинопроката.

Виктор Рудман, региональный представитель Ассоциации владельцев кинотеатров в Санкт-Петербурге, гендиректор кинотеатра «Мираж Синема, также согласен с коллегами, что государство вкладывает в кинопроизводство, но не поддерживает при этом кинотеатры. «Кинотеатры нужно сохранить, и помощи ждать неоткуда, — говорит Виктор Рудман. — Операционка сейчас не сходится никак, этому не помогают никакие контракты с телеканалами».

Мнение зрителя

«В советское время нормально было печатать зарубежную литературу в прекрасных переводах, журнал «Иностранная литература» был нарасхват, но гонорары авторам практически не перечисляли. Дело не в Голливуде, в конце концов, кто хочет, тот найдет и кино, и музыку, привезет Солженицына на дне чемодана. Ведь уже давно многие музыкальные группы исключили Россию из своих туров, объезжают стороной, мир не рухнул. Всегда найдется и дальнобойщик c «Плейбоем» под сиденьем.

И кино наши режиссеры научатся снимать как в Голливуде, не хуже, Михалков и Гайдай когда-то собирали рекордные кассы, «Неуловимых мстителей» нынешние дедушки смотрели по три-четыре раза подряд, да и справедливости ради — иранское, корейское, бразильское кино зачастую не проигрывает Голливуду. Это правда — корейцы, китайцы, иранцы, бразильцы и аргентинцы снимают отличное модное кино, а индийский кинематограф почти не уступает американскому. А есть еще Израиль и Грузия, не последние страны в кинематографе «, — говорит киноман Михаил Борисов и предлагает кинопрокатчикам "пошевелиться".

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц