Найти тему
Vixerunt

Когда вместо потолка голубое небо: инцидент с рейсом 243 авиакомпании Aloha Airlines

28 апреля 1988 года рейс 243 авиакомпании Aloha Airlines, авиалайнер Boeing 737-297, регистрационный номер FAA N73711, следовал из международного аэропорта Хило (IPO) в международный аэропорт Гонолулу (HNL) с экипажем из 5 человек и 89 пассажирами на борту.

Командиром воздушного судна был капитан Роберт Л. Шорнштеймер, налетавший 8 500 часов, из которых 6 700 часов на Боинге 737. Первый помощник Мадлен Линн Томпкинс налетала 8000 часов, из них 3500 часов на B-737. Авиадиспетчер Федерального авиационного управления находился в кабине экипажа в качестве наблюдателя.

Томпкинс произвела взлет в 13:25. и поднялась в визуальных условиях на эшелон полета 240 (7 315 метров), достигнув этой высоты примерно в 13:48.

Боинг 737-297 авиакомпании Aloha Airlines, N73711, 1978 г.
Боинг 737-297 авиакомпании Aloha Airlines, N73711, 1978 г.

Когда авиалайнер выровнялся на эшелоне FL240, часть фюзеляжа оторвалась, что вызвало взрывную декомпрессию самолета. Дверь в кабину пилотов снесло ветром, и капитан Шорнштеймер увидел «голубое небо там, где раньше был потолок первого класса». Капитан взял на себя управление, задействовал тормоза и начал немедленное снижение со скоростью 280–290 узлов (519–537 километров в час) со скоростью снижения до 20,83 метров в секунду. Он повернул к ближайшему аэропорту, Кахалуи (OGG) на острове Мауи. Первый офицер Томпкинс занималась связью, а также помогала капитану, управлявшему самолетом. Капитан Шорнштеймер охарактеризовал органы управления полетом как слабые и вялые.

Капитан Роберт Л. Шорнштеймер в кабине Боинга 737 Aloha Airlines. Фото Honolulu Star Bulletin
Капитан Роберт Л. Шорнштеймер в кабине Боинга 737 Aloha Airlines. Фото Honolulu Star Bulletin

Спустившись на высоту 3048 метров, он начал замедлять авиалайнер, но медленее 314,8 километров в час он стал менее управляемым, поэтому командир поддерживал эту скорость для подхода к взлетно-посадочной полосе. В штатной точке захода на посадку экипаж выпустил шасси, но зеленый свет передней стойки не загорелся. Была активирована ручная система активирована. Зеленый свет не загорелся, но и красный свет тоже. Капитан Шорнштеймер считал, что крайне важно посадить авиалайнер, поэтому времени на устранение неполадок шасси не было.

В это время самолет начал рыскать и крениться. Отказал двигатель номер один. (Оба двигателя были повреждены из-за попадания обломков.) Была предпринята неудачная попытка перезапуска.

Boeing 737 приземлился на ВПП 02 в аэропорту Кахалуи в 13:58:45, чуть более чем через десять минут после возникновения чрезвычайной ситуации. Реверс тяги двигателя номер два использовался для замедления самолета, и когда он остановился, началась аварийная эвакуация пассажиров.

Боинг 737-297 N73711 авиакомпании Aloha Airlines, в аэропорту Кахалуи (OGG), Мауи, Гавайи.
Боинг 737-297 N73711 авиакомпании Aloha Airlines, в аэропорту Кахалуи (OGG), Мауи, Гавайи.

Когда фюзеляж разгерметизировался, старшая стюардесса Кларабель Хо Лансинг стояла в проходе в пятом ряду. Она была выброшена из самолета и упала в океан, глубина которого в точке падения составляла 7 315 метров. Катер береговой охраны США координировал трехдневный поиск вместе с вертолетами, самолетами и другими кораблями береговой охраны и морской пехоты. Но тело стюардессы так и не нашли.

Другая стюардесса, Джейн Сато-Томита получила серьезные травмы головы и потеряла сознание. Бортпроводник Мишель Хонда и многие пассажиры также пострадали от разлетающихся обломков и последствий декомпрессии.

-4

Боинг 737-297 N73711 получил повреждения, не подлежащие ремонту. Его разобрали на месте. На момент аварии планер наработал 35 496 часов (TTAF) при 89 680 циклах. Причиной разрушения фюзеляжа стало усталостное растрескивание вокруг заклепок в результате большого количества пережитых циклов наддува/разгерметизации, а также эксплуатации в соленой прибрежной среде. В ходе расследования NTSB один пассажир сообщил, что видел трещину в фюзеляже при посадке на рейс, но ничего не сказал об этом экипажу.

Капитан Шорнштеймер продолжил работу в авиакомпании Aloha Airlines до выхода на пенсию в 2005 году. Мадлен Линн Томпкинс также осталась в Aloha и дослужилась до звания капитана. Когда Aloha Airlines прекратила свою деятельность в 2008 году, она перешла в авиакомпанию Hawaiian Airlines.

Серия Боинг 737-200 представляла собой узкофюзеляжный двухмоторный гражданский транспортный самолет малой и средней дальности. Первый полет состоялся 8 августа 1967 года. Его экипаж состоял из двух человек, и он мог перевозить до 136 пассажиров.

Было построено 1010 самолетов Боинг 737–200. Последний из самолетов американской авиакомпании — Aloha Airlines — был выведен из эксплуатации 21 марта 2008 года.

Спасибо за чтение! Давайте делать канал вместе – подписывайтесь на нас и пишите, о чем бы Вам хотелось прочесть. Теперь мы и в Телеграм, присоединяйтесь!