Жизнь многих великих людей сопровождали женщины. Кто они были? Кем они являлись для них добрыми гениями или злыми фуриями? Если посмотреть на исторические примеры, то все же чаще можно обнаружить, что рядом с выдающимся человеком где-то рядом, иногда даже в тени была какая-то женщина, которая являлась для него источником вдохновения.
У Сократа было две жены: Ксантиппа, известная своим сварливым нравом и Мирто. О второй из них сведений очень мало. Но все же, кажется, есть все основания считать ее Музой Сократа. Будучи человеком небогатым, но знаменитым уже при жизни, он женился, как сообщает Диоген Лаэртский "на Мирто, дочери Аристида Справедливого, которую он взял без приданого". Даже эти слова говорят о том, что Сократ поступил так, не руководствуясь корыстными интересами. А это и есть свидетельство того, что он любил Мирто.
В "Федоне" Сократ говорит о себе так:
"В течение жизни мне много раз являлся один и тот же сон. Правда, видел я не всегда одно и то же, но слова слышал всегда одинаковые: "Сократ, твори и трудись на поприще Муз".
Я так понимаю эти слова. Оставляя этот мир, великий мудрец понял некую тайну Творчества. Он сказал, что именно женщина должна вдохновлять всякого Творца. Для него, я думаю, этой женщиной была Мирто. Обратим внимание, он слышал эти слова ночью.
Второй женой Перикла была Аспасия. Он женился на ней, когда ему было около 50 лет. Аспасия был гетерой и происходила из Мелета. Поэтому их дети не могли стать афинскими гражданами. Гетеры того времени были прекрасно образованными дамами, пользовались большой свободой и притягивали к себе много интересных людей. Весь город и даже Сократ считали ее мудрой женщиной. Но многим не нравилось, что Перикл мог целовать свою возлюбленную на глазах у всех, когда приходил домой, или возвращался. Понятно, что так относиться к женщине мог только очень свободный человек. Ведь Перикл не боялся мнения других людей. В их доме собиралось множество талантливых людей. Все это не могло не сказаться на деятельности самого Перикла.
Можно привести еще и такие примеры. Рядом с Достоевским было тоже две женщины: Анна Снаткина и Аполлинария Суслова. Если первая была его добрым гением, то вторая "Ксантиппой" Достоевского. Женщиной, вдохновляющей Пушкина, была Смирнова-Россет. В жизни Гете тоже было множество женщин. В возрасте семидесяти с лишним лет он сватался к семнадцатилетней Ульрике фон Левецов. Легко нам сейчас смеяться над причудами великих, но, пожалуй, кроме этого нам больше и нечем хвастаться. Перу Гете принадлежит уникальная баллада. Мне хочется привести здесь ее полностью, чтобы показать тот интересный факт, что любовь творит чудо, когда из куртизанки женщина превращается в Музу.
Бог и баядера
Магадев, земли владыка,
К нам в шестой нисходит раз,
Чтоб от мала до велика
Самому изведать нас;
Хочет в странствованье трудном
Скорбь и радость испытать,
Чтоб судьею правосудным
Нас карать и награждать.
Он, путником город обшедшим усталым,
Могучих проникнув, прислушавшись к малым,
Выходит в предместье свой путь продолжать
Вот стоит под воротами,
В шелк и в кольца убрана,
С насурьмленными бровями,
Дева падшая одна.
"Здравствуй, дева!" - "Гость, не в меру
Честь в привете мне твоем!"
"Кто же ты?" - "Я баядера,
И любви ты видишь дом!"
Гремучие бубны привычной рукою,
Кружась, потрясает она над собою
И, стан изгибая, обходит кругом.
И, ласкаясь, увлекает
Незнакомца на порог!
"Лишь войди, и засияет
Эта хата, как чертог;
Ноги я твои омою,
Дам приют от солнца стрел,
Освежу и успокою,
Ты устал и изомлел!"
И мнимым страданьям она помогает,
Бессмертный с улыбкою все примечает,
Он чистую душа в упадшей прозрел.
Как с рабынею , сурово
Обращается он с ней,
Но она, откинув ковы,
Все покорней и нежней,
И невольно, в жажде вящей
Унизительных услуг,
Чует страсти настоящей
Возрастающий недуг.
Но ведатель глубей и высей вселенной,
Пытуя, проводит ее постепенно
Чрез негу, и страх, и терзание мук.
Он касается устами
Расписных ее ланит -
И нежданными слезами
Лик наемницы облит;
Пала ниц в сердечной боли,
И не надо ей даров,
И для пляски нету воли,
И для речи нету слов.
Но солнце заходит, и мрак наступает,
Убранное ложе чету принимает,
И ночь опустила над ними покров.
На заре, в волненье странном
Пробудившись ото сна,
Гостя мертвым, бездыханным
Видит с ужасом она.
Плач напрасный! Крик бесплодный!
Совершился рока суд,
И брамины труп холодный
К яме огненной несут.
И слышит она погребальное пенье,
И рвется, и делит толпу в исступленье...
"Кто ты? Чего хочешь, безумная, тут?"
С воплем ринулась на землю
Пред возлюбленным своим:
"Я супруга прах объемлю,
Я хочу погибнуть с ним!
Красота ли неземная
Станет пеплом и золой?
Он был мой в лобзаньях рая,
Он и в смерти будет мой!"
Но стих раздается священного хора:
Несем мы к могиле, несем без разбора
И старость и юность с ее красотой!
Ты ж ученью Брамы веруй:
Мужем не был он твоим,
Ты зовешься баядерой,
И не связана ты с ним.
Только женам овдовелым
Честь сожженья суждена,
Только тень идет за телом,
А за мужем лишь жена.
Раздайтеся, трубы, кимвалы, гремите,
Вы в пламени юношу, боги, примите,
Примите к себе от последнего сна!"
Так, ее страданья множа,
Хор безжалостно поет,
И на лютой смерти ложе,
В ярый огнь, она падет;
Но из пламенного зева
Бог поднялся, невредим,
И в его объятьях дева
К небесам взлетает с ним.
Раскаянье грешных любимо богами,
Заблудших детей огневыми руками
Благие возносят к чертогам своим.
Мы видим, что Любовь преобразила даже баядеру. Конечно, данное стихотворение можно и нужно рассматривать прежде всего как притчу. Без Музы Гений теряет ощущение полета. Его творчество в каком-то смысле теряет свою актуальность. Муза - это лестница между Гением и Вечностью. Муза - единственная из всех женщин, которая может понять Гения.