Самостимуляция у особенных детей может быть тактильной, обонятельной, зрительной, слуховой, вестибулярной и даже вкусовой.
Самые распространенные стимы:
- раскачивание,
- кружение на месте,
- тряска кистями рук,
- жевание несъедобных предметов,
- выстраивание предметов в ряд,
- крики, визги,
- повторение одних и тех же фраз,
- частое моргание,
- игры со слюной,
- разрывание бумаги на мелкие кусочки.
Такое поведение раздражает не только родителей и членов семьи, но и может вызвать негативное отношение к ребенку, если он стимится в общественных местах.
Большинство родителей мечтают полностью избавиться от такой «способности» ребенка.
Но нужно понимать, что самостимуляция всегда выполняет какую-то роль:
- Снять стресс.
- Получить обратную связь. Так особенные дети могут ощущать себя и собственное взаимодействие с окружающим миром.
- Получить удовольствие. На аутостимулирующее поведение нервная система откликается, обеспечивая выброс бета-эндорфинов - «гормонов счастья». Бета-эндорфины в свою очередь способны снижать боль и уровень стресса. Получается, что аутостимуляция обеспечивает внутреннее удовольствие в определенной форме.
Таким образом, стимминг часто является необходимостью по высвобождению накопившихся деструктивных ощущений и эмоций. И если вы лишите ребенка такой возможности, он поневоле будет искать ей замену. А вдруг эта замена окажется куда хуже повторяющегося поведения?
Поэтому избавляться полностью от самостимуляций не нужно.
Нужно определить функцию стимминга и научить ребенка более уместному способу успокоиться или стимулировать нервную систему. При этом сводя к минимуму ситуации, которые вызывают у ребенка желание стимиться.
У вашего ребенка есть какие-то стимы?
Источник: https://vk.com/neuro_trampoline?w=wall-60767704_8296