Этот дом, казенный и унылый, можно разглядеть за забором на Профсоюзной, дом 132, корпус 8. В нем закончилась жизнь актрисы, грандиозной, но забытой. И смею верить, со дня этой скромной публикации нас станет больше, тех, для кого она осталась на экране...
Начинать рассказ об актрисе, какой бы она ни была, с даты рождения, кощунственно. Мы начнем рассказ с одной песни Эдит Пиаф...
(Мне - всё равно!.. Нет! Мне не жаль ничего! Ни добра, и ни зла - Мне не жаль потерять ничего!)
Маленькая и великая Эдит Пиаф. Рассказ не о ней, прошедшей огонь, воду и медные трубы. Хотя о ней тоже надо рассказывать, о ней, которая была больше чем певица, – еще спасительница жизней многих людей, попавших в лагерях смерти...
...Но вернемся в Россию. Минует примерно полвека с аудиозаписи Пиаф 1960 года, и на другой стороне Европы русская актриса, о которой пойдет речь, повторит эти слова о своей судьбе, искренне, и без тени сомнений.
...Она окунется в эту жизнь стремительно, как ракета с покорителями космоса. В 17 лет уже сумасшедшая любовь и тайный брак (а там и официальный, на 4 года) с восходящей звездой, актером Збруевым. Они – студенты бурлящей талантами "Щуки". С 61-го года у него, с 62-го года у нее – большущая перспектива стать звездами Ленкома, (они оба начинали театральную карьеру там, Збруев служит до сих пор, а вот Малявина быстро его покинет).
Но совместная жизнь на Черняховского – 2, двух юных дарований, мечущихся между киноплощадками (ах, как везде привлекательно, как светят огни рампы!) не задалась. Их объединит, а потом и разлучит трагедия, связанная с потерей ребенка.
Первая любовь, – мы специально о ней чуть подробнее, далее будут еще четыре брака. Появится режиссер Павел Арсенов, актер Станислав Жданько, кузнец Максим Краснов, иконописец Владимир Красницкий. Причем двое из них, Жданько и Красницкий погибнут от ударов ножа. Первый – в грудь, прямо в квартире, второй – в спину, поздним вечером, на улице. За одну из этих смертей, 42-летнюю актрису будет ждать тяжелая расплата, ее на 9 лет осудят за убийство ударом ножа в область сердца. Ее четырехлетний тюремный путь: Бутырка, Красная Пресня, Можайская зона, Воронежская тюрьма поселение в Ростовской области. Но виновной себя она никогда не признает.
Только прислушаться к тому адскому шепоту и пересудам, что сыпались на эту женщину. Как она смогла вынести моральное давление, которое возникло в ее профессиональном цеху? Может когда-нибудь узнаем.
Из-за тюремного прошлого, актриса, сыгравшая за 40 лет 40 театральных и киноролей (пусть много эпизодов) в глазах чванливых власть предержащих так и не станет "народной", останется "заслуженной".
В кино она сыграла роли, которые можно смотреть бесконечное число раз.
Хотя началось все абсолютно случайно. Приехав на кастинг в "Мосфильм" на роль Наташи Ростовой, студентка Валентина от страха и стеснения проходит мимо нужного павильона. А ведь могла бы выйти от Бондарчука Наташей Ростовой. Но, Его Величество Случай, благодаря ассистентке Тарковского попадает в картину "Иваново детство". Зато зашедшая в павильон Людмила Савельева, сыграет Наташу Ростову и станет женой Александра Збруева.
Но роли Малявиной..., в них что-то есть..., мечтательность, экзальтированность, магнетизм, соблазнительность.
Лейтенант Маша из "Иванова детства" (Картина получила в Венеции "Золотого льва"). Ася в "Утренних поездах". Любовь Павловна Косицкая в "Мой дом-театр". Шура в "Женщине для всех"(после тюрьмы), Жанна в "Осенних соблазнах"(после тюрьмы). А особенно, Анджела в фильме-сказке "Король-олень", где рядом с ней играют Олег Ефремов, Сергей Юрский, Олег Табаков и Юрий Яковлев, ну как? Чувствительные зрительницы писали, что увидели в той роли настоящий эталон женщины.
Да-а-а-а-а. Ушли поезда того времени, когда кино снимали романтики, и в кино играли романтики, когда актриса Малявина, будучи замужем имела роман с женатым режиссером, и могла сказать о своей роли лейтенанта Маши: "Тарковский – это моя судьба, моё счастье". Это есть в мемуарах В.Малявиной "Услышь меня, чистый сердцем" (2000 г.)
Она была женщиной, которую любили Тарковский и Кайдановский, не считая пятерых мужей. Любили не только за красоту "ведьмовских глаз"...
В этом месте текста для меня наступил самый трудный момент. Я не мог подобрать слов о том, как замечательная женщина, актриса, писатель осталась совершенно одна, как в 2001 году ослепла от травмы, как стала жертвой мошенников и осталась без жилья, как жила в нищете, как попала в Дом престарелых, как... .
Зачем это перечислять? Скажу. Чтобы подвести к той фразе, которая так много объясняет в ее судьбе.
"Я не жалею ни о чем", - скажет на склоне лет ослепшая и все потерявшая женщина.
"Я не жалею ни о чем", - скажет великая женщина, прожившая потрясающую по событиям, ролям и талантам, жизнь.
"Я любила и была любима", – скажет актриса, в судьбе которой была роль в спектакле "104 страницы про любовь" Эдварда Радзинского, и которая наверняка сыграла в своей жизни еще и 105-ю, 106-ю и т.д. страницы про любовь.
А про нее пишут - "Трагичная судьба".
Она отвечает: "Да нет же!", "Что вы!", "Я не жалею". Она откуда то черпает учение о дао, она проявляет железную волю получать радость жизни, и уходит. 30 октября 2021 года уходит навсегда, пережив многих актеров, с которыми играла, но беззаветно сберегая свою любовь к ним.
........................................................................................................................
...Часто слушаю песню Мирей Матье и Шарля Азнавура. "Вечная любовь". "Вечная любовь" – может так будет точнее сказать о судьбе замечательной русской актрисы Валентины Малявиной.
Вечная любовь...
Верны мы были ей
Но время зло
Для памяти моей
Чем больше дней
Глубже рана в ней...
.................................
...Вечная любовь
Жить чтобы любить
До слепоты
И до последних дней...
Читайте на канале "Напиши шедевр" статьи об актрисах:
Пять поступков Виктории Федоровой, меняющих мнение о ней
Лина Бракните. История создания феноменального образа и ухода из кино
#кино #фильм #любовь #судьба #история #рассказ #культура актриса