Три богатыря. Заслуженный успех и обидная деградация

30K прочитали

Мультфильмы про богатырей никогда не были особо серьёзными или исторически достоверными. Да им этого, честно говоря, и не требовалось. "Три богатыря" не стеснялись показаться глупыми или дурашливыми. Однако, эти мультфильмы не позволяли себе скатываться до уровня простого развлечения для детишек, а удивительным образом сочетали элементы отличной комедии, интересный сюжет, способный увлечь даже взрослого, хорошо прописанные диалоги (многие фразочки ушли в народ), а также ярких, запоминающихся и, что самое главное, живых персонажей.

Мультфильмы про богатырей никогда не были особо серьёзными или исторически достоверными. Да им этого, честно говоря, и не требовалось. "Три богатыря" не стеснялись показаться глупыми или дурашливыми.

"Три богатыря" подарили нам множество положительных эмоций. И к этим мультфильмам до сих пор приятно возвращаться, что только подтверждает их качество. И я с полной уверенностью могу заявить, что они абсолютно заслуженно получили статус культовых. А потом что-то вдруг пошло не так, и "Три богатыря" превратились в безыдейный конвейер, на который просто больно смотреть. Как так вышло?

Приветствую, студенты-подписчики и просто вольные слушатели Оксенфуртской Академии. Несмотря на то, что все мы любим первые мультфильмы про Алешу Поповича, Добрыню Никитича и Илью Муромца, которые в свое время оказались глотком свежего воздуха в мире отечественной анимации, их многочисленные продолжения... Скажем так, из года в год они становятся все преснее и безыдейнее, градус абсурда повышается, а сами мультфильмы с завидной регулярностью пробивают одно дно за другим, заставляя фанатов буквально молить о том, чтобы этот кошмар наконец-то закончился.

Да, ваши глаза вас не обманывают. Это летающие пингвины
Да, ваши глаза вас не обманывают. Это летающие пингвины

Обидно осознавать, какой невероятный потенциал был загублен, ведь "Три богатыря" вполне могли стать чем-то большим, чем глупые новогодние мультфильмы, от которых все давно устали. И сегодня я хочу немного поговорить о том, во что превратилась некогда любимая народом франшиза. Приятного просмотра!

№1. Совсем другие герои

Прозвучит странно, но складывается такое впечатление, будто современным мультфильмам про богатырей вовсе не нужны богатыри. По крайней мере, сценаристы, начиная где-то с пятой части ("Три богатыря на дальних берегах"), явно не знают, что с ними делать. А потому в каждом последующем мультфильме все больше внимания уделяется не основным героям, а второстепенным персонажам, вроде князя или коня Юлия.

Мультфильмы про богатырей никогда не были особо серьёзными или исторически достоверными. Да им этого, честно говоря, и не требовалось. "Три богатыря" не стеснялись показаться глупыми или дурашливыми.-3

Да и сами богатыри неплохо так успели деградировать, превратившись из личностей со своими уникальными характерами, в сюжетные функции, необходимые лишь для того, чтобы дать отпор очередному врагу и из раза в раз демонстрировать всем свою силушку.

Давайте вместе вспомним, какими богатыри были в первых частях. Строгий, дисциплинированный и верный своему долгу Добрыня, всегда готовый исполнить волю князя, и впадающий в сомнения, если приходится действовать без приказа. Идеальный воин, который и в бою смел, и на пиру весел. Добрыню уважали все, а сам он, несмотря на свой строгий характер, не был лишен чувства юмора, а также ума, проницательности и даже мудрости.

Мультфильмы про богатырей никогда не были особо серьёзными или исторически достоверными. Да им этого, честно говоря, и не требовалось. "Три богатыря" не стеснялись показаться глупыми или дурашливыми.-4

Илью Муромца, напротив, можно назвать крайне своевольным. Этот одержимый приметами богатырь не боялся открыто высказывать свое мнение, а также не был готов мириться с решениями правителя, которые считал глупыми или неправильными. В отличие от Добрыни, с которым князь явно дружен, с Ильей отношения у него были весьма натянутые, а потому неудивительно, что очередной конфликт привел к тому, что богатырь разозлился и решил уйти со службы.

"Это дела государственные. И касательства к ним я не имею"
"Это дела государственные. И касательства к ним я не имею"

Алеша Попович, росший не по дням, а по часам (сколько же ему лет?), в силу возраста пусть и глуповат, но чист сердцем. Он всей душой хотел помочь жителям родного городка, а вот положение, деньги и власть его совсем не волновали. Кроме того, Алеша терпеть не мог любые проявления зла, вроде хитрости или обмана (даже со стороны друзей и союзников). И если бы кто-то, пусть даже сам князь, вдруг решил обидеть простых людей, он бы точно не стал стоять в стороне.

"Негоже, князь, людей простых обижать"
"Негоже, князь, людей простых обижать"

К сожалению, все это осталось в прошлом. И если в "Шамаханской царице" какие-то отблески прежних характеров ещё можно заметить, то вот в последующих мультфильмах все три богатыря превратились в одинаковые картонки. Эти ходячие карикатуры, мало отличающиеся друг от друга, сейчас напоминают не знакомых нам богатырей, а стереотипных мужиков из дрянных российских комедий. Словно кто-то их подменил.

Эти персонажи отныне действуют, говорят и сражаются практически одинаково. Даже эмоциональность, ранее присущая всем героям, вдруг куда-то пропала. Они больше не злятся и не грустят по-настоящему, а лишь стоят с каменными лицами (или глуповатыми улыбочками), да произносят заезженные фразочки, что мешает воспринимать их как живых людей.

Мультфильмы про богатырей никогда не были особо серьёзными или исторически достоверными. Да им этого, честно говоря, и не требовалось. "Три богатыря" не стеснялись показаться глупыми или дурашливыми.-7

Да что там, даже Илья и Добрыня, некогда бывшие чуть ли не полными противоположностями, сейчас отличаются друг от друга лишь тем, что один из них пару раз за мультфильм вспоминает о народных приметах. А Алеша лишь слегка глупее своих товарищей, что обычно используется исключительно в юмористических целях. Впрочем, тут дело скорее в том, что Илья и Добрыня где-то успели растерять свой ум и сообразительность, не говоря уже о мудрости.

Сценаристам, видимо, эти персонажи действительно надоели. И они бы с радостью избавились от них, если бы не сила бренда. Думаю, первая попытка была сделана ещё в 2020 году, когда вышел мультфильм "Конь Юлий и большие скачки". Надо же, впервые за долгие годы название соответствовало действительности, ведь современным мультфильмам о богатырях богатыри действительно не нужны.

№2. А этого мы вам не покажем

Странно это осознавать, но масштабный кроссовер "Три богатыря и Шамаханская царица", в котором персонажи любимых мультфильмов впервые пересеклись, вышел на два года раньше нашумевших "Мстителей". И именно эту часть фанаты обычно называют последним хорошим фильмом о богатырях. Однако, даже она не лишена проблем.

Мультфильмы про богатырей никогда не были особо серьёзными или исторически достоверными. Да им этого, честно говоря, и не требовалось. "Три богатыря" не стеснялись показаться глупыми или дурашливыми.-8

Несмотря на то, что сама идея кроссовера воплощена неплохо, лично мне обидно, что многие события, которые могли стать самой интересной частью мультфильма, произошли где-то за кадром.

Как богатыри, давно состоящие на службе у князя, приняли Алешу? Начал ли Добрыня обучать его ратному делу, как когда-то Елисея? Помогал ли ему в этом Илья? Что сподвигло Алешу, который когда-то отказался от предложения князя, все же принять его? Почему Илья и Добрыня, ранее действующие в одиночку, вдруг решили объединиться? Как три богатыря, совершенно не похожие друг на друга, смогли сдружиться?

Мультфильмы про богатырей никогда не были особо серьёзными или исторически достоверными. Да им этого, честно говоря, и не требовалось. "Три богатыря" не стеснялись показаться глупыми или дурашливыми.-9

Попытки трех абсолютно разных персонажей, каждый из которых привык поступать по-своему, объединить усилия ради общего блага, их знакомство, вероятные конфликты и даже простое взаимодействие друг с другом могли стать лучшей частью мультфильма (на примере тех же "Мстителей"). Но увы, уже в самом начале "Шамаханской царицы" богатыри являются старыми друзьями (почему?), которые не успели определиться лишь с тем, кто из них сильнее. А вот самые волнительные для фанатов моменты сценаристы почему-то решили оставить за кадром.

№3. Сомнительная преемственность

Много лет назад "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" привел меня в настоящий восторг. И дело даже не в том, что сам мультфильм получился отличным (до сих пор эта часть моя любимая), а в том, что в нем были отсылки на приключения другого богатыря.

Мультфильмы про богатырей никогда не были особо серьёзными или исторически достоверными. Да им этого, честно говоря, и не требовалось. "Три богатыря" не стеснялись показаться глупыми или дурашливыми.-10

А если точнее, то речь идет о портрете Тугарина Змея в шатре Хана Бекета, а также о сцене с использованием поваленного дерева в качестве моста, намеренно повторяющей аналогичный момент из "Алеши Поповича". Да, это сущие мелочи, но в 2006 году даже такие простые детали производили огромное впечатление на неискушенных кроссоверами зрителей. Напомню, что "Железный человек", первый фильм КВМ, сделавшей подобные пасхалки одной из своих фишек, вышел только спустя два года.

Такие отсылки со временем стали доброй традицией. Их можно заметить во всех мультфильмах о богатырях без исключения. Однако, почему-то о важных деталях сценаристы систематически забывают. Так, Добрыня, чей крепкий сон был серьезной проблемой в его сольном мультфильме, успешно лишился этого изъяна. О нем больше никогда не вспоминали.

Мультфильмы про богатырей никогда не были особо серьёзными или исторически достоверными. Да им этого, честно говоря, и не требовалось. "Три богатыря" не стеснялись показаться глупыми или дурашливыми.-11

Шамаханская Царица, превратившаяся в младенца, тоже пропала навсегда. Вот и думайте, что с ней сделал Князь Киевский. Та же история с Тугариным Змеем. Митяй Желтоглазый, т.е. парень с пегасами, тоже исчез без следа вместе со всеми своими питомцами. Зачем вообще крылатых лошадей добавляли в сюжет? Хотя, это всяко лучше, чем летающие пингвины.

Мультфильмы про богатырей никогда не были особо серьёзными или исторически достоверными. Да им этого, честно говоря, и не требовалось. "Три богатыря" не стеснялись показаться глупыми или дурашливыми.-12

№4. Отсутствие идей и парад абсурда

Знаете, я не просто так в самом начале вскользь затронул тему исторической достоверности. Несмотря на то, что она этим мультфильмам не особо нужна, именно эта деталь отчетливо показывает то, как сильно изменился подход создателей "Трех богатырей" к своей работе.

Первые части были наполнены множеством интересных мелочей, которые создавали очень необычный антураж. Если вспоминать самые яркие из них, то это будут Добрыня, периодически ломающий четвёртую стену, носилки-лимузин, многочисленные отсылки к "Матрице" и, например, конь Юлий и его монолог про лечебное голодание, не совсем соответствующий реалиям десятого века. Ну и, разумеется, музыкальные номера. Кроме того, мне особенно запомнился коллега Аленушки, который вместо того, чтобы делать фотографии, очень быстро рисовал. Это выглядело как весьма креативная замена привычным фотографам, которых в Киевской Руси, разумеется, быть не могло.

Однако, несмотря на все эти нереалистичные детали, явно не соответствующие эпохе, сам антураж был строго выдержан. Не трудно было поверить в то, что действие мультфильмов разворачивается в Киевской Руси X века, пусть и с добавлением сказочных элементов и исторических допущений. Иллюзия работала. Но в определенный момент что-то пошло не так.

Знаете, почему многие куда спокойнее воспринимают мультфильмы про Ивана Царевича и Серого Волка, а также любую творящуюся в них дичь? Да потому что Царевич с самого начала дает понять, чего нам от него ждать. Действие этих мультфильмов разворачивается в неком сказочном царстве, без привязки к конкретному месту или эпохе, а вокруг постоянно происходит настоящее безумие. В таких условиях даже полеты на Луну в избушке на курьих ножках не особо удивляют.

Мультфильмы про богатырей никогда не были особо серьёзными или исторически достоверными. Да им этого, честно говоря, и не требовалось. "Три богатыря" не стеснялись показаться глупыми или дурашливыми.-14

У "Трех богатырей" несколько иной случай. В этих мультфильмах зрителям отчетливо дают понять, что герои живут в Киевской Руси. А в "Шамаханской царице" даже упоминается, что на дворе X век. Однако, если первые четыре мультфильма худо-бедно, но старались держать себя в заданных рамках, то вот начиная с пятой части у создателей явно закончилась фантазия, а потому они пустились во все тяжкие.

Сценаристы мультфильма "Три богатыря на дальних берегах" вместо адаптации былин, околоисторических событий или славянской мифологии, недолго думая, решили отправить героев на тропический остров и заставить их сражаться с Кинг-Конгом. Я повторю. Противником русских богатырей из былин стала гигантская обезьяна. Думаю, не стоит пояснять, что такая резкая и ничем не обоснованная смена сеттинга выглядела крайне неуместно.

А пока богатыри были в своеобразном отпуске, Баба-Яга захватила власть в Киеве с помощью Колывана и парочки гигантских кроликов-качков. У меня просто нет слов. Неужели во всём богатом славянском фольклоре не нашлось более достойного сюжета и противников для наших богатырей? Похоже, уже на этом моменте сценаристы перестали понимать, в каком направлении им нужно развивать франшизу. Или напротив, осознали, что стараться совсем необязательно?

Видимо, так оно и есть, ведь следующая часть ("Ход конем") продолжила заданную тенденцию. Власть в Киеве вновь захватило сказочное создание, а в X веке внезапно появились корабли, словно срисованные с "Пиратов Карибского моря", т.е. слишком современные. И это при том, что в "Илье Муромце" они вполне соответствовали эпохе. Видимо, в этом мире не только Алеша Попович растет не по дням, а по часам, но и кораблестроение развивается семимильными шагами. Не знаю как вам, а мне эта деталь сразу бросилась в глаза.

Следующий мультфильм ("Морской царь") пошел ещё дальше, перенеся в реалии X века весь классический пиратский антураж, совершенно не заботясь о том, что он банально не вписывается в сложившуюся картину (как минимум на пару столетий). Впрочем, учитывая, что абсолютно все персонажи внезапно научились дышать под водой (может они где-то за кадром успели посетить Бикини Боттом?), а также наличие летающих пингвинов, этот аспект вызывает не так уж и много вопросов.

Они даже стирают и сушат (!) одежду под водой. Ещё бы рядом костер развели, и от "Губки Боба" точно было бы не отличить
Они даже стирают и сушат (!) одежду под водой. Ещё бы рядом костер развели, и от "Губки Боба" точно было бы не отличить

Но, наверное, ленивее всего сценаристы поступили с "Принцессой Египта". Они буквально сделали новогодний мультфильм, добавив в сюжет Деда Мороза и все праздничные стереотипы. Тут вам и подарки, и украшения, и костюмчики, и салатики, разумеется, включая оливье (из XIX века), и даже фейерверки. Конечно же, и картошечку персонажи тоже уплетают за обе щеки. И не важно, что завезут её в Россию ох как не скоро. Не стоит забывать и о традиционном обращении князя к народу, которое уже давно стало неотъемлемым атрибутом праздника. В общем, обстановка получилась максимально привычной для зрителей.

Так и хочется упомянуть секретные документики, с оглядкой на которые, видимо, и создавался этот мультфильм. Но я не буду. Вместо этого отмечу, что конь Юлий окончательно превратился в Джинни, способного из воздуха достать современные чемоданы, одежду, аксессуары и даже работающие мигалки (проблесковый маячок, спецсигнал). Напомню, что на дворе X век, а у коня нет никаких магических способностей, кроме длинного языка.

Да, полная историческая достоверность в художественных фильмах не нужна, а зачастую даже вредна. Но важно сохранять хотя бы её иллюзию, чтобы обычные зрители могли наслаждаться произведением, а не плеваться от очевидной фальши, сочащейся с экрана. А если у вас в X веке внезапно начинаются "Пираты Карибского моря", появляются оливье или картошечка, не говоря уже о мигалках и современной одежде, особенно если в предыдущих частях всё это отсутствовало, то адекватно воспринимать происходящее как-то не особо получается. Да, вы все правильно поняли, Змей Горыныч - норма, а картошка - нет.

Ну, или же стоит с самого начала идти по пути "Ивана Царевича и Серого Волка", т.е. по пути сказочного безумия, где можно себя не ограничивать. Но раз уж ранее был заявлен антураж Киевской Руси X века, то, будьте добры, не выходите за рамки разумного слишком сильно. А то на фоне последних мультфильмов воздушный шар или парашют в "Илье Муромце" кажутся обычным художественным допущением, хотя те тоже были изобретены намного позже.

Обидно это признавать, но "Три богатыря" обладали огромным потенциалом. Однако, насколько первые мультфильмы были продуманными, атмосферными и душевными, настолько же последующие части оказались глупыми, карикатурными и ненужными. Печальный конец истории, которая так хорошо начиналась.

Кстати об историях. Недавно на канале вышел мой первый текстовый квест, в котором вы можете примерить на себя роль человека, попавшего в мистический лес, из которого никто никогда не возвращался. Множество уникальных ситуаций и их решений, влияющих как на концовку, так и на ход самого квеста, прилагаются. Получилось очень необычно. Оцените, если ещё не видели:

Спасибо, что дочитали до этого момента! Надеюсь, это означает, что вам было интересно, а если так, то не забывайте ставить лайки, делиться своим мнением и задавать вопросы в комментариях, а также подписываться на канал и группу ВКонтакте, чтобы не пропустить другие интересные статьи.

Вас также может заинтересовать: