Найти тему
Тимур Асланов

Что было? Обзор новостей маркетинга, рекламы и брендов прошедшей недели (4.07 – 10.07) с комментариями

Оглавление
Тимур Асланов
Тимур Асланов

Медиа и соцсети

🔺 Дарья Веледеева назначена главным редактором печатной версии итальянского Harper’s Bazaar.

Экс-главный редактор российского Harper's Bazaar Дарья Веледеева возглавила редакцию печатной версии журнала в Италии. Руководство медиахолдинга Hearst Magazines International, который издаёт Harper's Bazaar в Италии, решило перезапустить печатную версию журнала. Выпускать его прекратили осенью 2020 года. Первый номер новой версии издания выйдет в ноябре 2022 года.

👉 Это реально сенсация недели. На фоне массовой русофобии, развернувшейся в Европе, когда все шарахаются от всего русского, назначение нашей соотечественницы на такую высокую позицию в сфере медиа – просто какие-то чудеса.

🔺 Илон Маск отказался покупать Twitter.

Юристы предпринимателя сообщили, что Twitter отказалась отвечать на запросы по фейковым аккаунтам в соцсети, что имеет «основополагающее значение для эффективности бизнеса», а Twitter планирует подать в суд, чтобы закрыть сделку по «ранее оглашённой сумме».

👉 Вместо того, чтобы бороться с ботами, Твиттер боролся с авторами, чья точка зрения не совпадала с левацкой повесткой. Теперь пытаются судиться? Достойное поведение, нечего сказать. 🙈

🔺 Оставшиеся в России сотрудники «Новой газеты» будут выпускать журнал «Но».

В марте «Новая газета» объявила о приостановке выпуска новых номеров. Однако, по словам главреда, сотрудники издания остаются «в парадигме и в ценностях» прежней газеты, а также её «соучастников и читателей». Журнал будет считаться приложением к «невыходящей» газете.

👉 Не очень понятна логика. Если новое издание будет продолжать линию газеты, они также быстро получат предупреждения Роскомнадзора и блокировки. В чем смысл?

🔺 Роскомнадзор заблокировал в России сайт немецкого издания Die Welt.

Решение принято «в соответствии с регламентом блокировки сайтов, содержащих призывы к массовым беспорядкам, экстремизму, участию в незаконных массовых акциях».

👉 Никогда его не читал. Даже не знал, что есть русская версия. Теперь знаю.

🔺 Власти запретят вести бизнес в заблокированных соцсетях.

Согласно тексту поправок в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», банкам и финансовым организациям будет запрещено принимать на обслуживание, а также осуществлять операции с денежными средствами и иным имуществом лиц, оказывающих услуги через запрещённые в России сайты.

👉 Бизнес инстаблогеров растоптали полностью. Все добро пожаловать в Росграм.

🔺 Почти 40% россиян отказались от платных подписок на видеосервисы в июне.

Сократилось количество тех, у кого есть подписка, но распределение по платным сервисам практически не изменилось: в топ-5 входят стриминговые и музыкальные сервисы. Интерес к киноновинкам за последний месяц не упал, при этом 21% опрошенных стали пользоваться нелицензионным контентом чаще.

👉 Все завоевания в сфере продвижения культуры покупки контента в России очень быстро откатываются назад, к сожалению. И денег у людей меньше стало, да и на фоне всех событий воровство контента уже не кажется многим каким-то серьезным проступком. Но это плохо.

Торговля и бренды

🔺 Во «Вкусно — и точка» закончился картофель для фри — блюда не будет в меню некоторых ресторанов до сентября

В компании объяснили это тем, что в 2021 году в России был неурожай необходимых сортов картофеля, а привозить его из-за границы стало сложно из-за санкций. До этого продажу картофеля фри и по-деревенски больших и средних размеров приостановила KFC.

👉 Пусть попробуют заменить репой. Аутентично и точка.

🔺 Продажи спортивных товаров на Wildberries и Ozon заметно выросли.

В первом полугодии 2022 года они поднялись в 2,6 раза по сравнению с таким же периодом в 2021-м — до 26,2 млн штук, выяснили аналитики сервиса Moneyplace. Рост связан в том числе с закрытием магазинов крупных западных брендов, таких как Adidas, Nike и Reebok.

👉 Бренды уходят, их товары остаются. А маркетплейсы будут на этом развивать бизнес и все больше монополизировать рынок. Что и подчеркивает следующая новость.

🔺 Исследование: маркетплейсы отметят рекордную выручку за счёт параллельного импорта.

«Центр развития перспективных технологий» подсчитал, что за счёт параллельного импорта продавцы маркетплейсов смогут дополнительно увеличить выручку на сумму, сопоставимую с оборотом офлайн-магазинов 20 остановивших работу в России сетей за 2021 год — то есть, на 50-100 млрд рублей.

👉 Вся эта возня с уходом производителей только озолотит этих продавцов. Возврат брендов, если он когда-либо состоится, будет крайне не выгоден маркетплейсам.

🔺 В России рекомендовали воздержаться от слова «органический» в рекламе продуктов.

Совет федерации рекомендовал Ассоциации компаний розничной торговли и Союзу независимых сетей «воздержаться» от включения в ассортимент магазинов продукции, содержащей в описании слово «органический», и не имеющей соответствующего российского сертификата. 80% российского рынка органической продукции приходится на импорт, а импортные товары имеют сертификаты других стран.

👉 Опять какая-то нелепая война со словами и иностранными продуктами.

🔺 Компания Starbucks нашла покупателя на российский бизнес.

Об этом рассказали «Ведомостям» два консультанта, знающие информацию из первоисточника. По их словам, сеть кофеен, скорее всего, купит ресторатор, основатель компании Pinskiy&Co Антон Пинский — слухи подтверждает и один из его знакомых.

👉 Вот вообще не понимаю всего этого повышенного внимания к тому, останется Старбакс или уйдет. В случае с Маком были уникальный продукт, технология, аура бренда. Старбакс же, на мой взгляд, в России ничего уникального собой не представлял. Ценник конский, кофе невкусный.

IT и телеком

🔺 Правительство отказалось от введения некоторых мер поддержки для телеком-отрасли.

Это была льготная ставка налога на прибыль в размере 3% до 31 декабря 2024 года, мораторий на отчисления операторов связи в резерв универсального обслуживания, льготные кредиты по ставке не более 3% на покупку телеком-оборудования, а также пополнение оборотных средств и поддержку инфраструктуры связи.

👉 И правильно. Вообще не понимаю, зачем эту отрасль надо поддерживать. Она и сама прекрасно справится. Поддерживать надо тех, кто двигает импортозамещение: производит то, чего мы лишились из-за уходов западных компаний, при этом делает это качественно и по вменяемой цене.

🔺 Новые ноутбуки, поставляемые в Россию, будут без систем Windows или macOS.

В июне поставки ноутбуков с предустановленной Windows или macOS в Россию составили лишь 40% от общего числа ввезённых в страну устройств, тогда как весной показатель был на уровне 60%, а к осени объём ввезённых ноутбуков без установленной ОС достигнет 80–90%.

👉 Какой-то бред. Как вы себе представляете макбук без macOS? Кто-то будет ставить на него пиратский софт? Или купит макбук, чтобы поставить на него винду? Вот обычный ноут без операционки понятно зачем – чтобы ставить ворованный виндоуз.

🔺 У российского смартфона AYYA T2 новые проблемы.

Проблема связана в первую очередь с тем, что процессоры «Скиф» для смартфона производились на фабрике TSMC, которая прекратила сотрудничество с Россией. Кроме того, у разработчика возникли проблемы с адаптацией «Скифов» от НПЦ «Элвис»: перегрев процессоров во время работы смартфона осложнил дальнейшую работу по проекту.

👉 Эти российские разработки техники какой-то один сплошной фейспалм. Есть вещи, которые нам лучше не пытаться делать самим. Например, автомобили. Или смартфоны. Во всяком случае на уровне госкорпораций. А вот стартапы в этой сфере вполне могли бы выстрелить.

🔺 Китайские бренды смартфонов заполнили российский рынок техники.

За первое полугодие китайские бренды смартфонов Realme, Vivo, Mi, Tecno, Infinix, iTel стали лидерами по числу продаж в натуральном выражении в России. Ритейлеры также начинают расширять ассортимент за счет новых брендов — Sсhaub Lorenz, Korting, Kimtigo, Akimojeba и других.

👉 Учим новые названия и привыкаем к новой реальности.

🔺 «ВКонтакте» открыла API для управления видеозвонками.

Разработчики веб-сервисов, мобильных приложений и VK Mini Apps смогут автоматизировать создание онлайн-встреч в «VK Звонках» и управление ими через публичный API «ВКонтакте». Новые методы помогут заранее создавать ссылки на звонки, делиться ими с пользователями, планировать конференции и автоматически включать запись беседы.

👉 Попытки VK идти в ногу со временем и развивать сервисы это хорошо. Пугает то, что постепенно не остается других альтернатив. А любая монополия это путь в никуда.

🔺 Кабмин одобрил проект «пятого антимонопольного пакета», регулирующего цифровые платформы.

Новый «антимонопольный пакет» распространяет запрет на злоупотребление доминирующим положением на маркетплейсы и агрегаторы, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, и их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд руб.

👉 А VK Group это будет касаться?

🔺 McKinsey: к 2030 году экономическая ценность метавселенных достигнет $5 трлн.

Международная консалтинговая компания McKinsey & Company опубликовала отчёт «Value creation in the metaverse», в котором проанализировала главные тенденции цифрового пространства. Согласно исследованию, к 2030 году капитализация рынка метавселенных может достигнуть $5 трлн.

👉 Пока это все напоминает какие-то игры гиков и мыльные пузыри типа NFT. Но присматриваться к метавселенным все равно стоит. Иногда мыльные пузыри превращаются в золотые горы.

Реклама

🔺 Вкусовые сосочки от «Чистой Линии» и Contrapunto стали «язычниками».

«Чистая линия» представила продолжение нашумевшего анимационного промосериала о приключениях вкусовых сосочков — теперь персонажи примерили образы язычников.

В роликах сосочки совершают зрелищные ритуалы, вызывают «Сахарную трубочку» и «Шоколадушку-солнышко», а также напоминают о радости разделения пломбира с близкими.

👉 Ролики реально прикольные. Посмотреть стоит.

🔺 Рекламные и пиар-агентства снизили затраты на собственное продвижение почти на 70%.

Снижение на 68,8% зафиксировано в категории, в которую входят рекламные и пиар-агентства, издатели медиа и полиграфисты. Общественные организации уменьшили вложения в рекламу на 66%, автодилеры — на 55%, издатели книг, музеи и библиотеки — на 47%. В списке сфер с наибольшим падением также оказался туризм (- 39%), общепит и гостиницы (- 37%).

👉 Снижать рекламные затраты в кризис – не самая лучшая стратегия. Пока конкуренты режут косты на рекламу, надо захватывать внимание потребителей.

Компании и бизнес

🔺 Доля удалённой работы в российских компаниях за последние три месяца снизилась.

Такой вывод следует из опроса, проведенного SuperJob. Только 11% из опрошенных компаний сообщили, что их сотрудники по-прежнему работают в дистанционном режиме, тогда как в конце марта удалёнка была в четверти компаний.

👉 Очень немногие сотрудники работают на удаленке также эффективно как в офисе. Поэтому, я думаю, большинство компаний постарается и дальше возвращать персонал в офис максимально.

🔺 «Тинькофф банк» приостановил исходящие SWIFT-переводы до 1 октября.

«Тинькофф банк» приостановил до 1 октября проведение исходящих SWIFT-переводов во всех валютах, включая доллары. Также в компании уточнили, что средства, полученные в виде комиссий по валютным счетам и переводам, «будут направлены на благотворительность».

👉 Моё мнение – этот банк уже ничего не спасёт. Они просто добивают свой бренд прямо на глазах изумленной публики. Восстановить репутацию не поможет никакой ребрендинг.

Уходы, блокировки, уголовные дела

🔺 На бывшего главу «Яндекс.Лавки» и маркетолога Илью Красильщика в России заведено уголовное дело по закону о фейках.

Красильщик подозревается по части 1 статьи 207.3 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил РФ). Наказание предусматривает как штраф в размере от 700 тыс. до 1,5 млн, исправительные или принудительные работы, так и лишением свободы на срок до 3 лет.

👉 Что-то мне подсказывает, что, в случае чего, штрафом он не отделается.

🔺 Суд отклонил иск Юрия Дудя к Минюсту об обжаловании статуса иноагента.

В ходе судебного заседания от представителей Дудя стало известно, что его признали иностранным агентом за распространение в интервью с Тимой Белорусских, Катериной Гордеевой и Александром Гордоном информации онлайн-изданий The Insider (внесено Минюстом в реестр СМИ-иноагентов) и «Медуза» (внесена Минюстом в реестр СМИ-иноагентов) без соответствующей маркировки, а также за получение денег за рекламу с YouTube.

👉 Сейчас монетизация российским блогерам на ютьюбе больше недоступна, так что новые нарушения по этой части никому не грозят. А вот старые выплаты могут привести к неприятностям еще не одного видеоблогера.

🔺 Подборка уходов и блокировок за прошедшую неделю доступна по этой ссылке.

👉 Там как обычно мелкая лицемерная возня компаний, которые пытаются сделать вид, что ушли с нашего рынка, но при этом ищут лазейки, чтобы остаться или чтобы потом без проблем вернуться.

Вот такой получилась эта неделя. Оставайтесь на связи. И подписывайтесь на мой телеграм-канал https://t.me/aslanovPR