Найти тему
Строительный мир

Скоростная автодорога и мост через Волгодон: на юге России продолжается реализация долгожданного проекта

В ближайшие пять лет в России появится 48 новых обходов городов и населенных пунктов. В данный момент реализуется часть проектов. Один из крупнейших — строительство подобного объекта в Волгограде, который остается единственным городом-миллионником в стране, не имеющим объездной дороги.

Мечта многих поколений

Проект имеет давнюю историю. Жители Волгограда ждут объездную дорогу уже много лет. Разговоры о ее необходимости ведутся с прошлого столетия. В 2009-м, когда началась разработка соответствующего проекта, казалось, что мечта наконец осуществится.

© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0
© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0

Документы подготовили в течение двух лет. Тогда предполагалось, что магистраль протяженностью 98 км пройдет между поселками Самофаловка и Большие Чапурники и будет открыта для движения в 2018-м. Но в итоге работы решили отложить.

Весной 2016-го по инициативе губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова в региональной столице состоялось выездное заседание профильного комитета Госдумы РФ, где обсуждалась актуальность потенциального обхода. На следующий год тема несколько раз поднималась в Москве. Был проведен ряд исследований, по итогам которых проект строительства дороги получил федеральный статус, а позднее его одобрил и президент России Владимир Путин.

К разработке новой документации приступили в 2018-м и к июлю следующего года подготовили проект первого этапа. В августе 2019-го в присутствии высоких гостей был дан долгожданный старт — на площадке закипела работа. Помощник президента РФ Игорь Левитин назвал тогда строительство обхода Волгограда одним из крупнейших дорожных проектов ближайших лет. А губернатор Андрей Бочаров отметил, что регион приступает к реализации мечты многих поколений.

Как часть международного транспортного коридора

Благодаря появлению трассы, которая станет частью международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», за пределы Волгограда будет выведен транзитный транспорт, что не только снизит нагрузку на городские улицы, но и улучшит экологическую обстановку. К тому же наличие дороги позволит вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемые земли. По мнению отдельных экспертов, реализация проекта даст импульс развитию региона на десятилетия.

Протяженность новой скоростной магистрали (120 км/ч) в стороне от города составит 71 км — по две полосы движения в каждую сторону. Предусмотрено строительство восьми транспортных развязок, семи мостов и шестнадцати путепроводов. Вдоль дороги, по которой ежедневно будет проезжать около 30 тыс. автомобилей, планируется создание необходимой инфраструктуры, включая площадки для отдыха и заправочные станции.

Первый и второй этапы завершат в 2024 году

Проект будет реализован в три очереди. В данный момент работы продолжаются на первом и втором этапах. К строительству последнего (25-километровый участок от А-260 до трассы Р-22 «Каспий») приступили в июле 2021-го. Степень готовности на июнь текущего года — 15%. Здесь предусмотрено возведение трех транспортных развязок.

В июне 2022-го в рамках реализации первой очереди стартовало строительство транспортной развязки на пересечении ул. 40 лет ВЛКСМ и федеральной трассы Р-22 «Каспий» — идет переустройство коммуникаций и формируется насыпь будущих съездов. Параллельно продолжаются работы и на двух других аналогичных объектах первого этапа, готовность которого к середине лета 2022-го превысила 40% (ровно год назад этот показатель находился на уровне 22%).

Наиболее сложным сооружением на 12-километровом участке, соединяющим астраханское и элистинское направления трассы Р-22 «Каспий», является мостовой переход через Волго-Донской канал (1,3 км). Первые сваи на участке были забиты в ноябре 2019-го. К июню текущего года из 27 опор полностью готовы 23. Надвижка пролетного строения русловой части объекта намечена на осень 2022-го.

После ввода моста в эксплуатацию можно будет приступить к капитальному ремонту действующей дороги через судоходный канал на проспекте Героев Сталинграда, которую построили еще в 1952-м, а последний раз реконструировали около 40 лет назад. Завершение первых двух очередей проекта «Обход Волгограда» намечено на 2024 год. Документы третьего этапа находятся на рассмотрении Главгосэкспертизы РФ.