Этот "Лунный свет" не имеет отношения к знаменитому стихотворению Поля Верлена, которое вдохновило на создание прекрасной музыки Дебюсси и Форе. У него своя история.
- Это продолжение статей о "Лунном свете" у разных композиторов. Ссылки на первую и вторую части внизу.
Опера №13
"Лунный свет" Николая Андреевича Римского-Корсакова - это мало кому известный фрагмент из его мало кому знакомой оперы "Пан воевода" (1903).
Судьба тринадцатой оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова сложилась довольно незавидно. Публика равнодушно отнеслась к ней ещё при жизни композитора, а после его смерти в 1908 году "Пан воевода" вообще был забыт на многие десятилетия.
Достаточно сказать, что в родном городе Римского-Корсакова - Петербурге она была впервые исполнена на большой сцене (в Мариинском театре) спустя более чем сто лет после смерти её автора, и то в концертной версии.
Сюжет "Пана Воеводы" - это мелодраматическая история с польским колоритом. Возможно, она не очень заинтересовала публику потому, что повторяла многое из других его опер, особенно из "Царской невесты". Тут и внезапная любовь, и ревность к сопернице, и месть с ядом.
Лирические арии и дуэты, хоры девушек и мазурки с полонезами в основе партитуры казались отзвуками старых русских опер. В начале 20 века публика ждала от этого жанра чего-то более свежего и по форме, и по языку. К этому времени уже были написаны "Богема" и "Тоска" Пуччини, а также "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси.
Кстати, премьеру "Пана воеводы" в Большом театре (1904 год) подготовил и провёл Сергей Рахманинов. Римский-Корсаков очень хвалил его работу. Но после нескольких представлений спектакль был всё же снят с репертуара.
Никакие попытки автора продвинуть эту оперу успеха не имели. Только благодаря тому, что Римский-Корсаков составил сюиту из её фрагментов, музыка "Пана воеводы" время от времени звучала на концертной сцене. В сюите пять номеров. "Лунный свет" - третий.
С любовью к Шопену
Свою "польскую" оперу Римский-Корсаков посвятил памяти национального гения Польши Фредерика Шопена. Этот композитор был музыкальным кумиром его юности и до конца дней вызывал в нём бесконечное восхищение и уважение. Не стоит поэтому удивляться тому, что в "Пане воеводе" есть шопеновский жанр - настоящий романтический ноктюрн.
"Ноктюрн "Лунный свет" - такой заголовок носит симфонический фрагмент в середине третьего действия.
Здесь нет никаких ухищрений французского музыкального импрессионизма и символизма в духе Дебюсси, которого, как и всех других "модернистов," Римский-Корсаков на дух не переносил. Хотя он написан гораздо позже, чем знаменитый "Лунный свет" Форе и Дебюсси, его музыка как будто возвращает нас в романтические декорации середины 19 века.
Это тщательно прорисованный лирический музыкальный пейзаж, написанный в нежных тонах, с певучей темой у скрипок на фоне медленных фигураций арф и красивыми гармоническими сменами.
В опере он звучит в тот момент, когда юный пан Олесницкий, влюблённый в Ядвигу, ждёт её на лесной поляне и любуется красотой луны, мечтая о своей возлюбленной.
В партитуре "Лунный свет" предваряется такой ремаркой:
"Над горизонтом показывается полная луна и медленно поднимается между деревьями".
Московский филармонический оркестр, дирижёр Игорь Головчин.
О "Лунном свете" и других популярных и любимых сочинениях классиков - моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки".
Для читателей Культшпаргалки в книжном 👉интернет-магазине "Читай-город" с 14 по 21 февраля скидка 20% по промокоду - КУЛЬТШПАРГАЛКА
Разные версии "Лунного света" 👇
А также 👉 "Лунный свет" Дебюсси в хоровой версии