Фридрих Людвиг Христиан Прусский (также называемый Луи Фердинанд), родившийся в 1772 г. и приходившийся племянником Фридриху Великому, был достаточно разносторонне одаренной личностью. Он не только вполне достойно показал себя на военной службе (что в принципе ожидалось от мужчин из правящих династий), но и являлся неплохим музыкантом и композитором.
Но прежде всего он был, безусловно, военным. Поэтому в 1806 г, когда началась очередная война между Пруссией и теперь уже наполеоновской Францией, принц Людвиг, имевший к этому времени чин генерал-лейтенанта, принял командование над авангардом прусско-саксонского корпуса генерала Гогенлоэ. 10 октября 1806 г. при городе Заальфельде Людвиг по главе своего авангарда, недооценив численность противника, опрометчиво атаковал французский корпус маршала Ланна. Его отряд был разбит. В то время представители командования, даже происходящие из августейших фамилий, не прятались за спинами подчиненных, поэтому во время попытки отступления принц Людвиг столкнулся с французскими гусарами. Полной ясности о произошедшем далее нет, но не вызывает сомнений тот факт, что принц был убит вахмистром (maréchal des logis) французского 10-го гусарского полка Гинде (Генде, Jean-Baptiste Guindey). По словам самого Гинде, первоначально он ранил принца в затылок, тот продолжал защищаться, после чего французский гусар нанес ему удар в грудь. Последовавшее вскрытие тела принца Людвига показало, что удар в грудь был нанесен холодным оружием с прямым лезвием, то есть палашом, которым вооружались кирасиры, но не гусары, имевшие сабли. Высказывается предположение, что этот удар мог быть нанесен позднее мародером, наткнувшимся на оставшееся на поле боя тело принца.
Так или иначе, сам принц Людвиг и его трагическая (впрочем, вполне при этом и героическая) гибель в бою, стали в Пруссии, а затем в Германии предметом романтического культа, похожего на восприятие в России фигуры генерала А.А. Тучкова 4-го и гибели последнего в Бородинском сражении. С той только разницей, что прусский герой был еще и членом правящего дома, что, разумеется, обеспечивало особенно благосклонное восприятие этого культа властями.
Неудивительно поэтому, что сюжету о гибели принца Людвига оказался посвящен целый ряд произведений изобразительного искусства. Сегодня мы посмотрим некоторые из них.
Открывает нашу подборку картина, написанная вскоре после события, и представляющая собой в общем-то вполне стандартный пример салонной батальной живописи первой половины XIX в. с ее искусственностью и статичностью, несмотря на то, что изображена, казалось бы, быстротечная сцена. Гинде одет в высокий прямой кивер, которые распространились уже ближе к концу Первой империи и вряд ли носились в 1806 г. Использование представителями прусского командования меховых чепраков, тем более из леопардового меха, тоже вызывает сомнения.
Здесь композиция более динамичная. Гинде изображен, судя по всему, слева – проскакавшим мимо принца Людвига после нанесения ему смертельного удара. Гусар, заметный за принцем, по-видимому, прусский и стреляет в Гинде.
Изображенная знаменитым Рихардом Кнетелем версия событий трактует трагическую для принца Людвига встречу не как поединок с Гинде один на один, а как нападение на него целой группы французских всадников. Помимо находящегося рядом с Гинде однополчанина из элитной роты 10-го гусарского полка (узнаваемого по меховому кольбаку на голове), к сражающимся приближается также гусар французского 9-го полка. То, что Кнетель вложил в руку Гинде, выглядит именно как палаш – оружие с прямым клинком – которым, как мы помним, согласно результатам вскрытия тела, и был нанесен удар принцу в грудь. Наличие такого оружия у гусара крайне странно.
Еще одна динамичная версия с поединком принца и Гинде. Заслуживает внимания тот факт, что здесь автор изобразил на голове французского гусара раннюю версию гусарского кивера – с обмотанной вокруг головного убора лопастью. Такие лопасти в XVIII-начале XIX вв. носились гусарами многих стран – Франции, России, Пруссии, Испании. А потом – отпали (в фигуральном смысле).
Близкая к кнетелевской версия сцены. Гинде, по-видимому, слева, держа в руке оружие, опять-таки напоминающее палаш. И обратите внимание, насколько по-разному художники изображают возраст принца – если у Строли и Кнетеля Людвиг еще вполне молодой человек, то у Рехлинга он выглядит уже вполне зрелым.
Тело принца Людвига Прусского после боя нашли и сначала похоронили в Заальфельде, а затем перенесли в Берлинский собор. А что же Гинде? Узнав об отличии вахмистра, Наполеон отметил, что плененный живым прусский принц был бы более ценен, но все же наградил Гинде орденом Почетного легиона. В дальнейшем Гинде был переведен в Конно-гренадерский полк Императорской гвардии, дослужился до лейтенанта и погиб в сражении при Ганау в октябре 1813 г. Но место в истории ему обеспечил прежде всего сабельный удар (или укол) 10 октября 1806 г.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.