По данным статистики на железнодорожный вид транспорта приходится 50 % всех грузовых и 30 % пассажирских перевозок.
По протяжённости путей наша страна занимает второе место после Америки и существенно опережает такого мирового лидера как Китай.
Немалую долю в изготовление железнодорожных составов вносит литейное производство.
Последние годы при поддержке государства под выпуск ответственного железнодорожного литья модернизируются старые и создаются новые литейные производства.
Детали для вагоностроения
Колёсная пара
Это элемент ходовой части вагона. Она направляет движение и распределяет нагрузку. От качества колёсной пары зависит плавность хода состава, сила торможения и т.д. Для различных видов вагонов выпускают и различные виды колёсных пар.
Крышки люков железнодорожных цистерн
Цистерны для перевозки нефтепродуктов и любых других жидкостей по железной дороге должны герметично закрываться. Крышка для них – это сложная конструкция, которая обеспечивает надёжное закрытие вагона при любых нагрузках при транспортировке.
Рамы боковые
Рама – это основание кузова вагона и его самая нагруженная часть. К ней крепятся колёсные пары. Кроме того, внутри рамы находится тормозное оборудование. То есть это не только нагруженная, но и очень ответственная литая деталь железнодорожного вагона.
Балки надрессорные
Балка – это соединительное звено между двумя боковыми рамами, то есть это основа колёсной тележки вагона. Кроме того, она служит для крепления амортизирующей системы.
Автосцепки
Устройства для сцепления вагонов. Состоят из корпуса, фрикционного клина, замка и других элементов, которые тоже получаются литьём.
Тележка вагона
Состоит из двух колёсных пар, двух боковых рам и надрессорной балки. Кузов вагона при движении опирается непосредственно на тележку. Таким образом, это очень ответственный узел при строительстве вагонов.
Вообще трудно сказать, что какое-то железнодорожное литьё – «неответственное». От его качества зависит безопасность людей и грузов. Поэтому брак в таких отливках не допускается, все они проходят контроль, в том числе и на скрытые дефекты. Невозможна эксплуатация, например, деталей с трещинами.
Чтобы получать качественное железнодорожное литьё, необходимо внимательно и тщательно готовить литейную технологию и обязательно предусматривать термическую обработку готовых отливок для снятия внутренних напряжений.
Для получения ж/д отливок в основном используют литьё:
- в песчано-глинистые формы
- в формы из холоднотвердеющих смесей
- по технологии вакуумно-плёночной формовки
Материалы, из которых отливают ж/д детали
Для большинства деталей в вагоностроении используется сталь и чугун.
Стальные отливки обладают с высокими показателями прочности и вязкости, поэтому успешно используются при высоких механических нагрузках. Это марки сталей 20 ГЛ, 35ГЛ, 35Л, 45Л.
Также успешно используется высокопрочный чугун – ВЧ40, ВЧ30, ВЧ50, ВЧ60 и др. Шаровидный графит в нём существенно уменьшает хрупкость материала и повышает его прочность.
Особенности тележек грузовых вагонов
С 1957 года в большинстве российских грузовых вагонов используется тележки отечественной разработки модели 18-100. Она была получена на основе американской тележки Barber и обеспечивает осевую нагрузку на 23,5 тонны.
Однако ещё с середины 80-х годов прошлого столетия ходили разговоры о необходимости увеличить грузоподъёмность тележки до нового уровня – 25 тонн.
В последнее десятилетие этого удалось добиться на ряде отечественных заводов. Российская сторона получила права на инновационную конструкцию тележки, которая и позволяет увеличить осевую нагрузку.
Использование таких тележек позволяет увеличить количество перевозимых грузов на сотни миллионов тонн.
Но, конечно, не всё определяется только конструкциями тележек. Железнодорожная отрасль достаточно консервативна, что определяется высокими нормами безопасности. Поэтому для изменения массы перевозок требуются большие изменения в нормативных актах.
Так в России длина состава не должна превышать 1 км, а масса допустима лишь 4,5 тыс. т (или 6,3 тыс. т для угольных составов). Вагоны с инновационными тележками позволяют нагружать состав до 7 или даже 9 тыс. т.
В США, например, стандартный грузовой состав легко перевозит 15 тыс. т груза, а в Австралии – 30.
Так что над чем работать у нас ещё есть!
cltgroup #cлт #производства #санкции против россии #ржд #поездароссии