Найти тему

«Слишком правдиво»: картины величайшего испанского художника

«Живописцу истины». Эти два слова высечены на памятнике Диего Родригесу де Сильва Веласкесу – величайшему испанскому художнику. Звучит красиво, но несколько туманно. Да, Веласкес, судя по всему, не умел и не хотел льстить своим моделям, будь то испанский король Филипп IV или всесильный папа Иннокентий X. Последний, кстати, увидев свой портрет, изрек: «Troppo vero» – «Слишком правдиво». Этот жестокий и коварный человек был очень умен и точно понял, что произведение искусства может обладать еще большей властью над людьми, чем сам «оригинал».

И все же во многих шедеврах Веласкеса истина уступает место вопросу «А что здесь, собственно, изображено?». Художнику не было и 20 лет, когда он написал картину «Христос в доме Марфы и Марии». Но знаменитая библейская сцена видна на заднем плане. А на первом – две служанки, старуха и молодая девушка. На что они смотрят? На Христа, Марфу и Марию, которых мы, вероятно, видим лишь как отражение в зеркале? Или это не отражение и фигуры видны через проем в стене? А может быть, это и вовсе висящая в кухне картинка? Но на что или на кого тогда смотрят служанки? В любом случае возникает парадокс: фигуры на холсте видят больше, чем мы, - стоящие перед холстом зрители. Вот уж действительно – искусство более реально, чем сама действительность. Спустя несколько десятилетий эта идея была блестяще реализована в гениальных «Менинах» - картине, о которой написаны сотни статей и целых книг.

По-разному можно взглянуть и на великолепного «Севильского водоноса». Либо как на виртуозно написанный жанр, так называемый «бодегон», вещь абсолютно «вещественную» – буквально ощущаешь тяжесть наполненного кувшина. Либо как на аллегорию о трех возрастах человека: мальчик берет бокал, взрослый мужчина посередине жадно пьет, а старик лишь отдает воду другим.

Вполне возможно, что Веласкес и дальше создавал нечто подобное (известны его слова: «Лучше быть первым в грубом жанре, чем вторым в изящном»). Но уже в 24 года талантливейший уроженец Севильи становится личным портретистом Филиппа IV. Многие завидовали ему черной завистью, да и сейчас можно прочесть, что художник был редким везунчиком. Но на самом деле блестящая карьера больше напоминала золотую клетку. Лищь два раза Веласкесу удалось побывать в другой стране – Италии, мекке всех художников. Причем во вторую поездку, несмотря на просьбы Веласкеса, король не отпустил с ним ни жену, ни дочь. По сути, оставил его семью в заложниках, чтобы живописец уж точно вернулся домой.

Трудно сказать, испытывал ли Веласкес неприязнь к всесильному Филиппу, решавшему его судьбу. По крайней мере, все свои портреты король принимал с восторгом – сходство было огромным. И пожаловал своему личному живописцу дворянство. Но всего за год до смерти художника.

Филиппа Веласкес всегда писал так, что не остается сомнений: это самодержец. Но достоинства полны и его шуты и карлики. На «Портрете карлика Себастьяна де Морра» изображен человек сильный, умный и даже по-своему величественный». Как и Хуан де Пареха. И это снова случай неслыханный для того времени – слуга Веласкеса, мавр изображен как привыкший повелевать дворянин.

Вот так Веласкес «ломал стереотипы», создавая свою великую истину.

Эль Примо
Эль Примо
Христос в доме Марфы и Марии
Христос в доме Марфы и Марии
Менины
Менины
Портрет Филиппа Четвертого
Портрет Филиппа Четвертого
Портрет Хуана де Парехи
Портрет Хуана де Парехи

Портрет папы Иннокентия Десятого
Портрет папы Иннокентия Десятого
Портрет принца Фелисипе Просперо
Портрет принца Фелисипе Просперо
Пряхи
Пряхи
Севильский водонос
Севильский водонос
Старая женщина, готовящая яичницу
Старая женщина, готовящая яичницу
Венера перед зеркалом
Венера перед зеркалом