1 ноября 2019 года/
История дворца чистоты на Неглинной улице началась в 1808 году, когда грузинский дворянин и актёр придворного театра Сила Сандунов (в завещании указана его грузинская фамилия Зандукели) воплотил идею клубного формата бани. В новых банях стало возможно не только попариться и помыться, но и общаться, с удовольствием проводить время. Интересно, что в Сандунах впервые в России были разделены мужское и женское отделение (прежде все мылись в одном помещении).
Спустя десятилетия ранние деревянные здания обветшали и новая владелица бань Вера Фирсанова решилась на кардинальную модернизацию банного дела. Её супруг Алексей Ганецкий внимательно изучил опыт других стран и пригласил известного архитектора Бориса Фрейденберга, который в 1896 году реализовал проект, поразивший современников. Царь-бани – так москвичи стали называть реконструированные Сандуны. Все исторические строения конца XIX века сохранились до наших дней и представляют собой памятник культурного наследия.
Неглинная улица, 14 – на Неглинную улицу выходит парадный фасад доходного дома Веры Фирсановой с магазинами на первых двух этажах, жилым третьим этажом и жилыми боковыми корпусами (1894—1895, архитектор Борис Фрейденберг). Архитектурной изюминкой проекта стал мавританский дворик, в который уже два года вход закрыт.
Смотрите старые фотографии: Неглинный проезд. Сандуновские бани. 1902 год:
На самом деле на открытке изображён доходный дом, а собственно бани находятся во дворе.
Смотрите старые фотографии: Наводнение на Неглинке. 1923 год:
Смотрите старые фотографии: Арабский дворик. 1895-1896 гг.:
Смотрите старые фотографии: Столовая В.Фирсановой. 1909 год:
Лепнина на фасаде довольно затейливая, к примеру, кони на барельефах вовсе не кони, а гиппокампы – существа из греческой мифологии с лошадиными головами и туловищами, но с рыбьими хвостами и лапами рептилий. Третий этаж занимало крупнейшее в России нотное издательство П.Юргенсона, а в советское время в доме находился, пожалуй, самый известный в Москве магазин «Ноты». В настоящее время на первом этаже располагаются банковские офисы.
Справа – дворовый фасад доходного дома, слева – бани.
Для банных церемоний продолжают использоваться исторические строения, расположенные во дворе: банные корпуса (1894, 1897, архитекторы Б.Фрейденберг, С.Калугин), служебный корпус (1897, архитектор С.Калугин), технические корпуса с водонагревательными баками (1894-1895, архитектор Б.Фрейденберг), аккумуляторная станция с квартирами служащих (1894—1895, архитектор Б.Фрейденберг), складские и хозяйственные помещения (1897, архитектор С.Калугин).
При создании интерьеров бань Борис Фрейденберг и его коллеги обращались к разным архитектурным стилям – здесь и рококо, и готика, и классицизм, и мавританский стиль. Но Сандуновские бани поражали посетителей не только роскошью декора, но и технологическими новинками: вода поступала из Москвы-реки по водопроводу с фильтрами, залы освещались не свечами или масляными фонарями, а электрическими лампами.
Мраморная лестница ведёт в холл на втором этаже, который выполнен в стиле рококо, в оформлении использованы лепные украшения и пилястры на морскую тематику, стены украшены живописными фресками.
Смотрите старые фотографии: Сандуновские бани. Лестница. 1895-1896 гг.:
Следующий зал когда-то занимала историческая библиотека, сейчас это каминная, оформленная в светлых пастельных оттенках стиля неоампир. Здесь установлен современный камин с использованием старой системы дымохода. Камин выполнен под старину и украшен портретом Веры Фирсановой и символикой бренда – «Сандуны. 1808».
Готическая раздевальня внешне напоминает зал ожидания вокзала и купе вагонов поезда. В ней сохранилась историческая мебель, эти старинные обтянутые кожей диваны с резными подлокотниками помнят посетителей XIX века.
Смотрите старые фотографии: Сандуновские бани. Готическая раздевальня. 1895-1896 гг.:
Смотрите старые фотографии: Сандуновские бани. Готическая раздевальня. 1996-1997 гг.:
Полутёмный зал украшен картинами и мозаичными панно в западноевропейской эстетике, а под деревянным потолком в резном киоте – лик православного Святого Николая. В раздевальне банщики встречают гостей, помогают уютно разместиться, поддерживают атмосферу гостеприимства. Мелкие ценные вещи можно и нужно сдать в камеру хранения. Профессионального обучения искусству банного дела в нашей стране нет и секреты мастерства передаются из поколения в поколение от отцов к сыновьям. В Сандунах и сейчас работают династии банщиков и парильщиков.
В Сандуновских банях культура Европы соседствует с традициями Востока. Ещё один зал для отдыха оформлен в мавританском стиле восточной сказки: обилие красного, золотого, бирюзового цветов создаёт здесь праздничную атмосферу.
Смотрите старые фотографии: Сандуновские бани. Восточная комната. 1895-1896 гг.:
Массажное отделение
Мыльное отделение – это просторное и светлое функциональное помещение без излишних украшений. В его интерьерах можно увидеть приметы разных эпох – плитка XIX века эклектично соседствует с советским кафелем и современными отделочными материалами, возле старинных умывальников сложены горкой пластмассовые тазики. Издавна это место общения горожан, каждый уважающий себя москвич хотя бы раз в жизни посещал Сандуны. Одна стена постоянно горячая, за ней расположена печка парной. По желанию клиентов в парную, которая может вместить до 40 человек, возможно добавлять различные приятные ароматы, причём ингредиенты имеют полезные для организма свойства. Кстати, у парильщиков и массажистов в Сандуновских банях есть медицинское образование.
Античная тематика преобладает в декоре бассейна, который никогда не менял своих размеров – 12 метров в длину и 6 метров в ширину. В XIX веке это был самый большой бассейн в закрытых помещениях. Стеклянный потолок выполнен из английского фарфора знаменитым инженером Владимиром Шуховым.
Смотрите старые фотографии: Сандуновские бани. Бассейн. 1895-1896 гг.:
После Октябрьской революции Сандуновские бани были национализированы советской властью и, увы, многие старинные детали были утрачены.
Как и 200 лет назад, Сандуны остаются популярным и любимым местом здорового отдыха горожан, в залах представлены витрины с портретами почётных гостей – артистов, политиков, спортсменов. С фотографий смотрят Александр Ширвиндт и Максим Галкин, Иван Ургант и Николай Фоменко, Александр Розенбаум и Валерий Сюткин, Владислав Третьяк и Павел Буре, Николай Валуев и Марат Сафин, Жан-Клод Ван Дамм, и Дольф Лундгрен, Джон Траволта и Венсан Кассель.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #архитектура #история #неглинка #неглиннаяулица #улицымосквы #доходныедома #сандуны #сандуновскиебани