Найти тему

Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) — все о системе

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 06 (144), июль 2022
Photo by Kelly Sikkema on Unsplash
Photo by Kelly Sikkema on Unsplash

С 1 июля 2022 года в четырех регионах нашей страны (Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан) будет действовать новая система налогообложения.

Новый спецрежим запущен для микро- и малого бизнеса и обозначен как автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН).

На законодательном уровне решение принято, закон подписан. Это значит, что режим непременно будет введен.

На данный момент закон применяется в качестве эксперимента до 2027 года.

Давайте попробуем разобраться, в чем особенность этого режима и его отличие от существующих. Само слово «автоматизированная» в названии системы уже о многом говорит. Главная задумка эксперимента — освободить малый бизнес от расчета налогов и сдачи отчетности. Функцию автоматизации и контроля в данном случае берет на себя налоговая служба.

Кто и как считает данный налог?

В личном кабинете налогоплательщика будут отражаться все операции, т. е. сюда поступают данные с расчетного счета банков, ККТ и внесенные лично налогоплательщиком, если операция не отразилась ни по расчетному счету, ни по ККТ.

С системой «доходы» все понятно, вся полученная прибыль умножается на 8%. И кстати, если вы вдруг являетесь плательщиком торгового сбора, данный налог уменьшаем на сумму этого торгового сбора.

При системе «доходы минус расходы» аналогично собирается вся информация о доходах и расходах. Ставка при этом составляет 20% именно с прибыли, и торговый сбор просто участвует в расходах. Но нужно помнить, что существует минимальный налог 3% от суммы дохода.

Для кого введен данный спецрежим?

Для начала рассмотрим Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ. Согласно ему применять АУСН смогут организации и предприниматели, состоящие на учете и ведущие деятельность по месту нахождения (месту жительства) в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан и соответствующие следующим требованиям:

  • годовой доход составляет не более 60 млн рублей;
  • средняя численность работников за налоговый период — не более 5 человек;
  • остаточная стоимость основных средств — не более 150 млн рублей;
  • расчетные счета организаций открыты только в уполномоченных кредитных организациях;
  • заработная плата работникам организаций выплачивается только в безналичной форме;
  • организации не применяют иные специальные налоговые режимы.

Конечно, такая система подойдет не каждому. В Федеральном законе № 17-ФЗ перечислен весь список ограничений для организаций, вот некоторые из них:

  • банки и небанковские кредитные организации;
  • организации, имеющие филиалы и (или) обособленные подразделения;
  • организации, состоящие на учете в налоговом органе по месту нахождения организации, и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете по месту жительства физического лица, при условии, что такое место нахождения (место жительства) расположено в субъекте Российской Федерации, не участвующем в эксперименте;
  • страховщики;
  • ломбарды;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой;
  • организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  • частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).

Предположим, данная система вам подходит. Возникает вопрос: когда и как вы можете ею воспользоваться?

Здесь, согласно вышеупомянутому закону, видим два варианта развития событий:

  1. Так же, как при УСН: уведомляем налоговый орган до 31 декабря календарного года, предшествующего году, с которого хотим перейти на специальный налоговый режим, через личный кабинет налогоплательщика (например, для перехода с 2023 года уведомление надо будет подать до 31 декабря 2022 года).
  2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП уведомляют о переходе на специальный налоговый режим через личный кабинет налогоплательщика не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Конечно, при желании можно будет перейти с АУСН на любую другую систему. Но сделать это можно только с нового календарного года, уведомив об этом налоговый орган через личный кабинет не позднее 31 декабря текущего года.

А также потерять право на применение данной системы можно при нарушении хотя бы одного из пунктов условий применения спецрежима АУСН. Например, одним из условий является численность сотрудников до 5 человек, если принять более пяти, сразу теряется право на применение АУСН с начала календарного месяца, в котором допущено нарушение.

На самом деле изначально данная система очень схожа с привычной нам УСН (т. н. «упрощенкой»). Как и в УСН, существуют два объекта налогообложения с разницей лишь в налоговых ставках:

  • доходы — 8%;
  • доходы минус расходы — 20% (минимальный налог — 3%, в случае если сумма налога окажется меньше минимальной).

Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно с начала календарного года, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года. В течение календарного года изменение объекта налогообложения не допускается.

При применении АУСН организации и ИП освобождаются от уплаты:

  • налога на прибыль;
  • НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным НК РФ);
  • налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ);
  • НДС (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации).

Отдельно хочу отметить, что при выплате дохода (заработной платы) физическому лицу не исчисляют сумму НДФЛ. В данном случае за него рассчитывает, удерживает и перечисляет в бюджет уполномоченная кредитная организация, т. е. обслуживающий банк. Для этого при каждой выплате налоговый агент сообщает банку информацию по каждому физическому лицу с указанием следующих данных этого физического лица:

  • сведений, позволяющих идентифицировать физическое лицо, получателя;
  • суммы и вида подлежащих выплате доходов (облагаемых и необлагаемых налогом);
  • суммы стандартных, профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу (например, вычета на детей).

Банк исчисляет налог не позднее следующего рабочего дня после дня получения данной информации и в этот же срок сообщает о сумме исчисленного налога. Также банк перечисляет средства в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе.

Существенное отличие АУСН от УСН в том, что при АУСН страховых взносов не существует. Для ИП также отменены фиксированные взносы.

Кроме взносов отменены и налоговые декларации, которые всегда сдаются при наличии сотрудников в организации. Отменены и следующие отчетные документы:

  • декларация по УСН;
  • расчет 6-НДФЛ и справки о доходах и суммах налога физического лица;
  • расчет по страховым взносам;
  • сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М);
  • сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ);
  • расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС);
  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справка-подтверждение основного вида экономической деятельности;
  • заявление о регистрации в качестве страхователя физического лица (заключившего трудовой договор с работником);
  • книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.

Налоговым периодом является месяц, т. е. ежемесячно налоговый орган будет рассчитывать сумму налога и до 15-го числа информировать организацию или ИП через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговые органы собирают информацию:

  • о доходах и расходах, сведения о которых налогоплательщик предоставил с помощью онлайн-кассы;
  • о доходах и расходах, полученных от уполномоченной кредитной организации (доходы и расходы банк разделяет на учитываемые и неучитываемые). Срок передачи сведений — не позднее дня, следующего за днем, в котором произведены операции);
  • о доходах, которые налогоплательщик сам передал через личный кабинет (данные требуется внести не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получены указанные доходы).

После получения информации в личном кабинете остается оплатить налог не позднее 25-го числа следующего месяца.

Если юрлицо применяет объект «доходы минус расходы» и за месяц сумма налога окажется меньше минимального налога (в этом случае он составляет 3% от доходов), необходимо будет оплатить именно минимальный.

Еще остановлюсь на объекте «доходы минус расходы» при АУСН. Интересный вопрос: если за нас все будет считать банк и налоговый орган, то каким образом будет считаться и подтверждаться наш расход? С доходами понятно: все, что поступило на расчетный счет и пробито по онлайн-кассе, считается так же, как при УСН. При этом, опять же, определять, что является доходом, а что нет, будет банк.

А вот с расходами по-другому. Если при УСН мы руководствовались перечнем расходов, прописанным в НК РФ, то здесь перечня нет.

Напротив, есть перечень расходов, которые нельзя учесть. Например:

  • суммы начисленных налогоплательщиком дивидендов и другие суммы прибыли после налогообложения;
  • пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), проценты, подлежащие уплате в бюджет в соответствии с НК РФ;
  • взнос в уставный (складочный) капитал, вклад в имущество организации;
  • средства или иное имущество, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также средства или иное имущество, которые направлены в погашение таких заимствований;
  • суммы добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, суммы добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений);
  • стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав), включая вклад денежными средствами, и расходы, связанные с такой передачей.

Помимо этих расходов есть и другие, входящие в данный перечень. Подробнее см. п. 4 ст. 6 Федерального закона № 17-ФЗ.

Получается, учитывать в расходах можно все, что экономически обосновано, документально подтверждено, направлено на получение дохода и — важный момент — оплачено путем безналичного расчета. Обязательно хранить и требовать от ваших поставщиков все первичные документы. Они будут являться подтверждением ваших расходов в случае проверки.

А теперь делаю свои личные выводы, которые я вынесла из данного закона

Организации и ИП очень тесно контактируют со своим обслуживающим банком и работают с личным кабинетом налогоплательщика. Постоянно надо отражать и заносить актуальную информацию.

Задумка очень интересная, но насколько она облегчит жизнь предпринимателю, увидим в скором будущем. Несмотря на такое оснащение и автоматизацию службы ИФНС, всегда есть недочеты, с которыми мы, бухгалтеры, часто сталкиваемся, сверяя и выверяя данные и отстаивая интересы предпринимателей.

Мария Николаевна Орлова, практикующий главный бухгалтер, стаж работы — 20 лет (г. Москва)
Мария Николаевна Орлова, практикующий главный бухгалтер, стаж работы — 20 лет (г. Москва)

Есть вопросы по данной теме? Хотите узнать больше? Напишите комментарий! Мы дадим вам развернутый ответ.

#аусн #автоматизированная упрощенная система #новая налоговая система #новая система налогообложения #федеральный закон № 17-ФЗ