Если кратко - то что угодно может оказать влияние. Каждый человек - это уникальный набор обстоятельств, навыков, факторов.
Даже если учитель и учебник одинаковые, у двоих разных людей, посещающих одни и те же уроки, результаты могут различаться кардинально.
- Например, надо учитывать языковую пару (какой язык родной, и какой изучается). Если на одном и том же уроке 15-летний носитель русского языка и его сверстник с французским родным - вот уже разные совсем у них сложности будут в английском, так как интерференция ("вмешательство") родного языка (она выражается в акценте и ошибках и сложностях в английском) будет разная.
Например, учителя английского, которые едут работать в Японию, Испанию (любые испаноговорящие страны) или Францию официально (а не "дикарём"), обычно изучают на дополнительных курсах, организованных приглашающим работодателем или по его рекомендации на независимых курсах по методике особенности преподавания английского носителям японского, испанского или французского, так как есть специальные пособия, методы и приёмы работы. В ряде случаев учителя также отправляют изучать язык своих учеников, чтобы лучше понять специфику их затруднений в изучении английского.
- Возраст, социально-культурная среда, пол человека - всё это важно. Начинающих рассмотрим. Одно дело 5-летняя девочка с немецким родным, единственная дочь из Германии из обеспеченной семьи, другое - такая же девочка из семьи беженцев, там же, у которой есть семеро братьев, и чья мама живёт на пособие, а папа её в список детей не внёс, так как девочки не считаются. Они навряд ли окажутся в равных условиях. Совсем третья тема - обучение 55-летнего бизнесмена из Италии, кто никогда бизнесом с иностранцами не занимался, всё только локально. И опять что-то другое, если вдруг обучать нужно малограмотную 30-летнюю крестьянку из Гамбии или Сенегала, которая неизвестно как оказалась на ESOL курсах в Великобритании.
- И это ещё не всё. Материалы, которые в основе занятий - тоже фактор. И то, что с ними делается. И есть ли учитель (или речь про "самостоятельные занятия)", и каковы его или её компетенции, учителя то есть.
- Мотивация - по своей воле человек учиться пришёл или заставляют? Скажем, если подростка "мама привела заниматься", это не то же самое, что "мама узнала от репетитора, что сын прошёл сам собеседование уже, и нужно решать вопрос оплаты".
- Всё ли хорошо с памятью и здоровьем в целом? Если взрослый иммигрант записывает на онлайн-занятия родителей пенсионного возраста, то все понимают, что в 65-75 лет темп усвоения материала не будет такой же, как у тех, кому 15-25.
- Ну, и интересы могут быть совсем другие. Опыт жизненный очень разный - где человек бывал, какие книги читал, какие фильмы смотрел, какую музыку слушает, что нравится, что не нравится, о чём мечтает - это всё факторы.
- Темы табуированные или сложные для человека лично. Такой темой может оказаться любая на сегодня. В учебниках часто начинают с "расскажите про семью и ваше жильё". Для некоторых даже одного из двух уже достаточно, чтобы на этом закончить занятия.
- Многие находят некомфортной тему про свою работу. Или про то, где они учились или чему учатся сейчас и где.
- Если у человека недавно умер кот или собака, то ему может быть тяжко, если в учебнике или программе затрагивается тема про домашних животных. Аналогично сложно, если речь не о животных, а о людях, которых недавно не стало - любые вопросы, которые вызывают все эти сложные воспоминания - это как тот фильм "Slumdog millionaire" (Миллионер из трущоб), если не смотрели - обязательно посмотрите.
- И продолжительность урока тоже может быть нужно адаптировать под возможности - если человек долго сидеть не может, например, или сильно на "Вы" с клавиатурой и вообще с компьютером.
- Учесть необходимо и то, что могут быть проблемы со зрением или слухом - возможно, что нужна будет помощь третьих лиц с установкой каких-то программ, крупного шрифта, настройкой звука, покупкой наушников и даже бывает, что нужно за ручку отвести к глазному врачу (офтальмологу) и заказать (новые) очки.
- В ряде случаев нужно приобрести простенький принтер и научить делать распечатки файлов или копии нужных страниц учебника с увеличением, так как в учебнике или оригинальном файле может быть "слишком мелко".
- Бывает, что у человека сложности с воспроизведением (прослушиванием) учебного аудио и видео. Но не каждый готов в этом признаться и попросить помощи. Некоторые в состоянии крайней фрустрации (сильного раздражения) просто забрасывают занятия, так как не могут в домашних условиях слушать и смотреть, что задано или было на уроке.
- Ещё бывает так. что учитель зачем-то вообще не делится с учеником аудио и видео - слушать и смотреть можно только на уроке. А человек на занятии "плывёт" и не понимает. И почему-то не может признаться, что есть проблема, хотел бы дома иметь возможность переслушать и пересмотреть то, что разбирается на уроках, а также хорошо бы тексты того, что на аудио и видео получить в виде приложения к учебнику или файлов. Бывает так, что проблема тянется не просто неделями, а ... годами.
То есть "проблема с аудированием может быть обусловлена тем, что у человека нет доступа к аудиофайлам и текстовым файлам к ним, а приобрести эти компоненты учебнику (или учебному курсу) догадаться никак не получается, и в магазине не спросить, у учителя не спросить". И круг замыкается. Причём усугублять могут проблему учителя, для которых такие вот сложные уроки с аудированием - это их хлеб, то есть могут реально человеку сказать, что "аудио только на занятиях. дома не надо".
Это очень похоже на "живите без горячей воды - мыться ходите к соседям, на работу, в душевую при спортзале или в баню - дома вам горячая вода совершенно ни к чему."
- Не последним будет вопрос о том, как дела обстоят с навыками самоорганизации. и организации процесса обучения между занятиями с учителем? Нужна ли помощь? Если "да", то с чем именно?
Что-то ещё нужно учесть? Как думаете?