После Первой мировой и Гражданской войн многие отрасли промышленности в стране пострадали и имели показатели, далекие от довоенных, не осталась в стороне и топливная. Основной «кочегаркой» страны в 1920-е был Донбасс.
Главным потребителем топлива был транспорт страны: работа железных дорог, морских и речных пароходств зависела от состояния топливной промышленности. Снабжение топливом промышленных предприятий и самих транспортных артерий зависело от исправной работы железных дорог. Таким образом, транспорт и топливная промышленность оказывали влияние друг на друга.
Возрождение Донбасса после Гражданской войны стало задачей первостепенной.
В 1923-24 г. Донбасс давал ¾ добычи угля. Став наркомом путей сообщения, Феликс Дзержинский проводил большую работу по организации своевременного вывоза донецкого топлива. В 1923 г. он вошел в комиссию, которая должна была решить трудности, возникшие на Донбассе.
Дзержинский очень глубоко изучал специфику отрасли и ее проблемы
Чтобы увидеть, насколько глубоко Дзержинский всегда изучал состояние отрасли, когда принимался восстанавливать ее, достаточно посмотреть, какие запросы он делал: так, он попросил председателя Донецкого губисполкома подготовить для него материалы о причинах падения добычи угля, его себестоимости и ценах, об организации управления каменноугольной промышленностью и политике по отношению к мелким шахтам, об использовании рабочей силы и оплате труда, о программе капитального восстановления Донбасса, электрификации и тд. По этим запросам уже видно, насколько глубоко исследовал хозяйственные вопросы Дзержинский.
В заметках, которые оставлял в это время Дзержинский, содержались предложения по повышению производительности труда шахтеров путем механизации и электрификации, организации оплаты их труда, кадровые вопросы, строительство жилья, бань и тд.
Он обосновал экономическую выгодность использования каменного угля вместо дров, для этих целей он делал выписки из газет и книг по топливной проблеме, составлял диаграммы добычи каменного угля по месяцам, доказывая, как увеличивались стоянки поездов при использовании древесного топлива, подсчитывал потери государства от содержания складов дровяного топлива. Он же проанализировал влияние типа топлива на скорость поездов.
Доклады, которые Дзержинский получал, он оценивал глубоко, критически, подмечая, что авторы не давали предложений по снижению себестоимости топлива, что было первостепенной задачей.
Он также выступал против сдачи шахт в аренду, говоря о том, что недра земли должны принадлежать государству, то есть всем людям. Он добился того, что в распоряжение НКПС отдали несколько шахт в Донбассе, с тем чтобы он сделал их образцовыми – дающими максимум дешевого угля.
Меры Дзержинского вскоре дали свои плоды,
и трест «Донуголь» выполнил план на 118%. Дзержинский обосновал необходимость снижения себестоимости угля, указав, что «без увеличения потребления угля не будет его удешевления, а без удешевления угля нельзя удешевить металл и тд.» Он добился расширения сбыта «Донугля». Кризис сбыта был ликвидирован.
В 1924г. Президиум ВСНХ СССР на своем заседании также констатировал серьезные успехи в работе треста "Донуголь": повышение добычи угля и его качества, рост производительности труда, улучшение технической оснащенности шахт.
В 1925-26г. добыча угля выросла по сравнению с 1922-23г. на 103%.
Про Феликса Эдмундовича много писали клеветнических статей и после перестройки, и на Западе в 20-м веке. Характерно, что при всей неправде, что писали про него, часто умалчивали, что это был настоящий хозяйственник, трудолюбивый, въедливый, готовый изучить специфику отрасли с нуля, и любое его назначение в качестве инспектора отрасли и для составления инструкций к ее восстановлению означало: отрасль скоро поднимется. Всегда он сталкивался с противоборством со стороны партократов, (тем же Г.Пятаковым), но, оперируя цифрами, а не демагогическими репликами, умел доказать свою точку зрения и воплотить ее в жизнь. За те недолгие годы в хозяйстве СССР, что ему были отмеряны, Дзержинский сделал очень многое для страны. Его смерть (вероятнее всего отравление) в 1926г. стала серьезным ударом для группы хозяйственников во главе со Сталиным.