Я размышляю о свободе. Об этом жестоком праве на взрослость!
Я продолжаю думать о рабстве. О моём и твоем личном трусливом рабстве, которое мы выбираем.
Каждый день!
Вы выбираете его тоже! Регулярно!
Выбирая между взрослостью и инфантильностью.
Между объективной свободой и ее кастрированным
вариантом!
Я хочу поделиться этим с вами. Поделиться, потому, что мне это очень важно!
Потому, что это про зрелость, а не про право пива купить.
Итак:
Где заканчиваются мои границы свободы?!
Для меня границы свободы заканчиваются там, где они встречаются с физическими законами. Это важно! Мы бережем от этого тяжелого понимания своих детей и убогих слабоумных и либеральных сограждан, но это так.
Физический закон не равен моральному. Второй закон термодинамики, как и биологическую мать, я не выбираю. Моральный же закон или этическую норму я могу и не выбрать.
Я свободен, физически свободен относительно неё!
Объективно есть физические законы.
И все.
Больше никаких объективных ограничений свободы нет!
Страшно?
Да, для инфантильного современного законопослушного человека, не готового принять всю полноту ответственности за свой жизненный выбор и смирится с не справедливостью вселенной, – Да!
Неприемлемо, страшно, не законно и не справедливо!
Я могу убить себя, убить моего ребенка или мою жену, вопрос только в том, хочу ли я этого.
Я считаю, что любая психологическая проблема — это нарушение субъективного доступа к объективной свободе.
Если у меня пищевые запои, то есть, когда я вижу пустой холодильник, в следующий момент я нахожу себя лицом в торте и с огромным пузом, то субъективно у меня нет встречи с собой от места «увидел холодильник» до места «нашел себя лопнувшим в торте». Объективная же свобода такова, что я могу этого не делать!
Насколько у меня этот доступ сохранен — вот, где проблема, с которой приходят к нам, психологам.
А задача психотерапии — это обеспечить субъективный доступ к моей объективной свободе.
Когда пятилетнему мальчику говорят «не суй пальцы в розетку», то для него это — истина. Для 50-ти летнего инженера это уже будет лишь инструкцией, которую можно ответственно проверить, изучить или нарушить, он сам способен встретиться с этим осознанно и зрело.
Именно так и происходит взросление, когда ты задаешь вопрос «Правда ли, что я умру, если засуну пальцы в розетку?». Приходит время для того, чтобы наши интроекты (не критично воспринятые утверждения) проверялись.
Взрослость — это ответственные отношения со своей свободой. Это встреча с тем, что я, да, могу выбросить не просто ребенка, а своего ребенка в окно: взять его за шкирку и выбросить его с 6-го этажа. Я могу! Я способен!
И в этом месте ответственности очень важно осознавать драматичность мира и свое авторство в собственной жизни от самой легкой встречи с реальностью до самой тяжелой. Потому что с этого момента я оказываюсь, с одной стороны, в реальной свободе, с другой стороны, могу эту реальную свободу начать осваивать настоящей ответственностью, а не игрушечной («Не суй пальцы в розетку — умрешь»). Розетка, как и мораль — это лишь технология. Можно умереть, а можно научиться...