Июль богат на юбилеи знаменательных машин. 4 июля исполнилось 65 лет с первого полёта турбовинтового Ил-18. Это самый эффективный и рабочий самолёт своего времени в СССР. В разных модификациях производился на протяжении около 20 лет. Многие экземпляры до сих пор в строю. В коммерческой эксплуатации остались только в КНДР. Это первый отечественный самолёт, спроектированный с нуля. Именно пассажирский. Скорость до 685 км/ч, потолок – до 10 тысяч метров.
Самолёт показал наилучшие характеристики среди современников – Ан-10 и Ту-104. Он был менее прихотлив к длине и состоянию ВПП, он был более экономичен, а также более надежен. Катастрофы, связанные с эксплуатацией, чаще всего были связаны с эксплуатацией воздушного судна в заведомо неблагоприятных метеоусловиях. Экономичность его была лучшей в своём классе. Поэтому этот самолёт однозначная победа Ильюшина. Самолёт, актуальный на долгие времена. Ну и двигателям АИ-20 стоит отдать должное. Не так давно в КНР наладили собственное производство данных двигателей, слегка доработав и осовременив их, благодаря специалистам, перебравшимся из Украины.
9 июля 1976 года (не совсем круглая дата, но всё же) совершил первый полёт Ан-32 (46 лет назад). Самолёт разрабатывался изначально для экспорта в Индию, оснащён той же силовой установкой, что и Ил-18 – двигатели АИ-20, которые хоть и старше, чем установленные на предшественнике Ан-26 АИ-24, но более мощные, что позволило увеличить взлётную массу и дать запас по тяге для взлёта с высокогорных аэродромов. Также исчезла необходимость в РУ-19, который заменили на турбогенератор ТГ-16. Самолёт до сих пор активно эксплуатируется в мире. Это однозначный успех.
10 июля 1968 года взлетел впервые вертолёт В-12 (Ми-12), тоже не юбилей, но 54 года назад. Это была вершина отечественного вертолётостроения. Самый грузоподъёмный вертолёт в мире. Официально поднял 44205 кг на высоту в 2255 метров. Пассажировместимость – до 196 человек. Уверен, что этому вертолёту бы нашлось своё применение и сейчас, когда необходимо производить монтаж сложного и многотонного оборудования на высочайших зданиях. Ну и проводить работы на неподготовленных площадках в нефтедобывающей промышленности. В любом случае, есть Ми-26, который массово работает по всему миру, на мой взгляд это лучший в мире транспортный вертолёт. Хотя В-12 имеет особый статус. Кто хочет глянуть на этого исполина – приглашаю посмотреть на него в Монино.
Теперь к современникам. В своём телеграмм канале РазведПолёт Влад Филин произвёл обзор полный обожания и преклонения двух беспилотников. Airbus Zephyr и Байрактар Акынджы. Первый – полностью автономный электродрон на солнечных батарейках с потолком в 21 300 метров. Вес всего 75 кг, а размах крыльев – 25 метров. Байрактар весит 5500 кг, несёт 1350 кг вооружения, потолок 12192 метра, размах крыльев 20 метров. Двигатели АИ-450Т производства разбитого украинского завода. Автор канала заявляет, что техника будущего, которое уже наступило, самолёт способен лететь из любой точки земного шара к своей цели, автономно управляясь. Про Байрактар сказано, что и есть та самая мягкая сила влияния.
От себя отмечу очевидные минусы обеих машин, которые не дают мне согласиться, что это машины будущего. Нет ничего экстраординарного в солнечных батареях с электродвигателем, весом в 75 килограмм. Нести тяжелее небольшой камеры (неизвестно, что можно наснимать с 21 километра, практически не имея запаса по массе) он не сможет. То есть, это дрон разведчик. Исходя из массы, предположу, что единственный способ его применения – разместиться на своём потолке прям над объектом, после чего наблюдать.
Вопрос в том, что на высоте в 21 км он уязвим для самых простых ракет типа 9М38 среднего ЗРК Бук, не говоря о тактических ЗРК. Как вариант, можно перехватить недорогим боеприпасом типа Р-73 с истребителя. С таким размахом и весом средство поражения будет намного дешевле такого дрона, который передвигается едва быстрее ветра и создаёт отличную радиотень. Поэтому военное применение данного дрона весьма сомнительно. Вся фишка дронов разведчиков была в их дешевизне и габаритах. Грубо говоря, дешевый китайский Xirodrone или DJI, имея вес в районе 300 грамм могли спокойно долететь на небольшой высоте и разведать обстановку, не будучи распознанными средствами ПВО или людьми. А такой неманевренный сарай заметят ещё за несколько часов до постановки, после чего с легкостью собьют.
Варианты использования – совсем дикие туземцы без ПВО, либо коммерческие съёмки. Проигрывает имеющимся спутникам по всем позициям, включая разрешение. Эффективность вызывает только вопросы.
Что касается Байрактаров – завод, производящий двигатели, сейчас частично разрушен. Поэтому двигатель придётся либо локализовать, либо искать новый. Локализовать ТВД не так просто, тем более туркам. Найти иной вариант – весьма проблематично, так как двигатель весьма узкий, производство было заточено на него.
Если предположить, что двигатель есть, завод готов выпускать, то в данном случае носитель весьма посредственный. Во-первых, он большой, с ТВД и винтами. Которые красиво светятся в ИК и радиодиапазонах. Распознают его на расстоянии до 300-500 километров. 1300 килограмм достаточно мало для боеприпаса большой дальности. Та же Х-22, имеющая дальность около 500 км, имеет массу под 6 тонн. Так что для запуска приличного боеприпаса необходимо входить в зону поражения ПВО. Ну а вариантов сбить много – ракеты воздух-воздух, зенитные ракеты большой дальности. С учётом скорости не будет проблем поднять в воздух истребитель, а прикрывать это чудо техники не имеет смысла, так как проще в таком случае запустить с традиционного носителя или наземной установки.
В общем, опять бессмысленный аппарат. Байрактары эффективны, когда их очень много, чтобы количество перекрывало возможности ПВО. А такие сараи, не имеющие маневренности из-за отсутствия пилота, который может оценить обстановку и совершить манёвр, годятся только для борьбы с отсталым противником.
Напоследок. ФАС России сообщила, что биржевая цена керосина составила уже 64 472 рубля за тонну, но благодаря демпферу на топливо и возвратному акцизу, фактически авиакомпании затратили в среднем около 34 830 рублей за тонну.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.