Найти в Дзене
Правовая культура

Стоит ли покупать электронику на Avito?

Оглавление

Разбираем юридическую сторону вопроса и развенчиваем мифы о покупке с рук:

Насколько юридически чисты товары на Avito и других барахолках и почему они подозрительно дешёвые?

Правда ли, что покупая с рук, вы не можете защитить свои права?

Чем хороши покупки в крупных торговых сетях и остались ли преимущества сегодня?

Рынок смартфонов и иной потребительской электроники уникален. Почти независимо друг от друга существуют крупные торговые сети (вроде М.Видео и DNS) и барахолки вроде Avito или групп Вконтакте (неудивительно, что именно ВК интересуется покупкой Avito).

На барахолках цена может быть ниже на десятки тысяч рублей. Чисто по экономической логике "дорогие" торговые сети уже давно должны были умереть и уйти с рынка, но этого не происходит, оба рынка процветают. Секрет, конечно, в недоверии потребителей к барахолкам. Есть несколько мифов о покупке с рук, которые отпугивают покупателей.

Миф 1. Низкая цена - это подозрительно

На самом деле, низкая цена обусловлена географическими особенностями и вполне логична. Во многих странах мира те товары, что дорого стоят в нашей стране, продаются намного дешевле. Например, даже пятиклассник знает, что в США iPhone 13 стоит как у нас 11-й.

Никто и ничто не мешает человеку во время поездки купить в Европе, Америке или Дубае аппарат, а потом продать его в России. Желающих так сделать немало, что уменьшает наценку.

Это в СССР челноки могли накручивать сотни процентов, потому что другие просто не смогут выехать за границу. Сейчас другие времена, и купленный за 50 000 в Японии смартфон дороже 55 000 не продашь - конкуренты предложат цену ниже. (изображение: https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1715e9f956fb503de0.jpg)
Это в СССР челноки могли накручивать сотни процентов, потому что другие просто не смогут выехать за границу. Сейчас другие времена, и купленный за 50 000 в Японии смартфон дороже 55 000 не продашь - конкуренты предложат цену ниже. (изображение: https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1715e9f956fb503de0.jpg)

Крупные сети работают по другой бизнес-модели. Они закупают огромными партиями у крупных поставщиков, выдавливая скидку исключительно на эффекте объема. Но поставщики не могут продавать дешевле, чем предписано производителем для отдельной страны. Поэтому телефон в партии товара, следующей в Россию, не может стоить дешевле аналогичного телефона в чемодане россиянина, затарившегося в дубайском Duty Free.

Разумеется, и риск нарваться на контрафакт, заблокированный или краденый аппарат на барахолке существенно выше. Однако, многие продавцы сейчас готовы предоставить оригинальные документы, серийный номер и даже чек о покупке из иностранного магазина. Не пренебрегайте этой возможностью, и вы сможете убедиться, что товар юридически чист (или нет)

Миф 2. Продавец не отвечает перед покупателем за качество товара

На самом деле, любой продавец несет ответственность согласно Закону о защите прав потребителей.

Миф основан на том, что в преамбуле Закона продавцом считается только организация или ИП. Но Верховный суд разъяснил, что нельзя извлекать преимущества лишь из того факта, что ты не зарегистрировался как предприниматель. Поэтому Закон о защите прав потребителей применяется.

При этом, речь идет о том, что продавец должен фактически осуществлять предпринимательскую деятельность, но без регистрации компании или ИП.

Если человек реально купил во Франции один iPhone и продает его по личным обстоятельствам, то нормы Закона о защите прав потребителей к нему могут быть и не применены. Но если такое происходит систематически (достаточно двух объявлений от одного и того же продавца), то это уже фактическое предпринимательство.

(не) Миф 3. На барахолке легко стать жертвой жуликов

Avito сейчас вообще воспринимается как синоним слова "мошенничество" (изображение: https://i.ytimg.com/vi/YAaJ-vV6eQA/maxresdefault.jpg)
Avito сейчас вообще воспринимается как синоним слова "мошенничество" (изображение: https://i.ytimg.com/vi/YAaJ-vV6eQA/maxresdefault.jpg)

Это так. Ведь никакой закон не защитит сам по себе от наличия жуликов. Приходя в сетевой магазин, вы уверены на 100%, что не попали в руки мошенников. Но на сайте объявлений или на рынке вам необходимы дополнительные меры предосторожности, а именно:

  1. Проверьте документы на товар, чек о покупке;
  2. Не соглашайтесь на предоплату или воспользуйтесь услугами гаранта (например, такая функция есть в том же Avito);
  3. Не стесняйтесь спросить у продавца паспорт или уставные документы организации. Так вы будете знать, к кому обратиться с претензией или иском;
  4. Старайтесь не оплачивать наличными, в крайнем случае берите расписку или составьте короткий договор. При банковском переводе указывайте реальное назначение платежа.

Эти меры помогут вам предъявить иск в суд, если потребуется. Добросовестный продавец не должен вам отказать в ваших абсолютно законных и адекватных просьбах. Помните: в большинстве случаев различного рода отговорки (вроде "не смеши, какой еще договор?", "зачем тебе мой паспорт, там же персональные данные!") - признак того, что вы имеете дело с мошенником!

Эти несложные меры предосторожности позволят вам сделать покупку с рук не намного опаснее, чем в крупном магазине

Миф 4. На купленный с рук товар не распространяется гарантия

В одной из предыдущих статей мы говорили, что изготовитель товара отвечает за качество своего товара вообще перед всеми, пусть даже перед вором, который этот товар украл.

Другое дело, что из-за ухода из России всех иностранных производителей, в нашей стране теперь в принципе нет авторизованных сервисных центров. В такой ситуации получается вообще парадокс: купленный вами в РФ товар никто не будет чинить, а купленный за границей - будет!

Конечно, для этого надо ехать в страну покупки. Но и сервис будет не того качества, что у нас... А чтобы вы смогли доказать легальное происхождение вашего аппарата за рубежом, обязательно возьмите у вашего продавца чек о покупке! Или иное доказательство приобретения товара вроде выписки из мобильного банка.

Миф 5. В торговых сетях мы доплачиваем не за товар, а за сервис

До февраля 2022 года это было правдой. Однако, всё изменилось из-за ухода с рынка зарубежных компаний и легализации параллельного импорта.

Раньше торговые сети брали на себя всю рутинную работу, связанную с рекламациями: принимали претензию, передавали товар в сервисный центр изготовителя, выдавали потребителю. Хорошо настроенные процессы позволяли это делать зачастую быстрее, чем установлено Законом.

При параллельном импорте систему нужно перестраивать. Товар должен быть переправлен за границу, где серый импортер сам будет заниматься его передачей в сервис. При этом, отчаянно пытаясь сохранить саму цепочку в тайне: если производитель узнает о параллельном импорте, он откажет в обслуживании.

Хорошее сервисное обслуживание уходит из торговых сетей вслед за изготовителями. Теперь рассмотрение претензий будет занимать многие месяцы. Потребителям, которым нужна неустойка, это на руку, всем остальным - повод задуматься: а надо ли переплачивать за "сервис"? (изображение: http://rn21.ru/wp-content/uploads/2015/11/881887.jpg)
Хорошее сервисное обслуживание уходит из торговых сетей вслед за изготовителями. Теперь рассмотрение претензий будет занимать многие месяцы. Потребителям, которым нужна неустойка, это на руку, всем остальным - повод задуматься: а надо ли переплачивать за "сервис"? (изображение: http://rn21.ru/wp-content/uploads/2015/11/881887.jpg)

Если же товар был куплен с рук, то вам придется самостоятельно ехать в страну первоначальной покупки и предъявлять претензию там. Это недешево и займет пару дней, зато исключен отказ в гарантийном обслуживании по причине ввоза серым импортом.

Итак, покупка электроники на Avito, ином сайте объявлений или на рынке безопасна при соблюдении мер предосторожности от мошенников. В условиях параллельного импорта покупать с рук может быть выгоднее даже с точки зрения гарантийного обслуживания.