Найти тему
Переулки истории

Кто самые известные военные святые в Византии

Святой Меркурий и святой Артемий на фреске 13-14 вв. работы Мануэля Панселеноса в церкви Протатон, Кариай, гора Афон
Святой Меркурий и святой Артемий на фреске 13-14 вв. работы Мануэля Панселеноса в церкви Протатон, Кариай, гора Афон

Хороший вопрос. Военные святые имели большое значение и могут многое рассказать нам о византийской идеологии и этосе.

Во-первых, общее обсуждение явления. Пропустите это и перейдите прямо к именам, если хотите.

По определению, военные святые - это святые, которые были солдатами. В подавляющем большинстве случаев это означало людей, которые служили в римской армии до Константина и приняли мученическую смерть за то, что были христианами, обычно при Диоклетиане. Действительно, те, кто потерял или, скорее, пожертвовал своей жизнью за свою веру, были важны для ранней церкви и получили особое признание и исключительно звание мученика, по крайней мере, с середины до конца 2—го века. Но когда дело доходит до солдат, в частности, все сложнее.

Военная служба была связана с насилием и была одним из самых прямых способов служить языческой империи, поэтому ранние христиане относились к ней двойственно. Такие как Ориген и Тертуллиан, были непреклонны в осуждении этого. Другие, вероятно, большинство, не считали это неправильным само по себе, если только христианский солдат не будет приносить жертвы другим богам или императору. Действительно, было бы неверно думать, что ранняя церковь не испытывала ничего, кроме презрения к государству. Большинство христиан были полностью интегрированы в свое общество и положительно относились к pax romana и другим римским достижениям. На Востоке, в частности, солдаты пользовались большим уважением.

святой Феодор Стратилат и святой Теодор Тирон на фреске Мануэля Панселеноса 13-14 вв. в церкви Протатон, Кариай, гора Афон
святой Феодор Стратилат и святой Теодор Тирон на фреске Мануэля Панселеноса 13-14 вв. в церкви Протатон, Кариай, гора Афон

Тем не менее, похоже, что взгляд древней церкви на военных святых изначально был больше связан с их возможным отказом от военной жизни, земной славы и материальной выгоды за свою веру. Таким образом, личность римского солдата была сопоставлена с личностью miles Dei/Christi (“солдат Бога / Христа”). Это видно по ранним изображениям святых в гражданской, а не военной одежде. Постепенно их военная предыстория придала им апотропейную, защитную функцию, поэтому их начали изображать на позднеантичных амулетах, а их реликвии ценились как источники божественной защиты. Тем не менее, эту функцию разделяли и не солдаты, например, Дева Мария, святой Андрей и др.

Историческое развитие привело к дальнейшей эволюции. Империя превратилась в “христолюбивое римское государство”, а христианство становилось все более заметным в общественной жизни. Обратите внимание, что византийцы не прошли через ту же фазу замешательства и разочарования в политике, что и Запад после падения имперской власти. Напротив, они разработали политическую идеологию, состоящую не только из римских и эллинистических, но и еврейских элементов, заимствованных из Ветхого Завета, который был их основным руководством в политике, в большей степени, чем Новый Завет. Для них имперская армия, сражающаяся с арабами или сельджуками, была похожа на армию Давида, сражающуюся с филистимлянами или амаликитянами.

Византийский триптих из слоновой кости, ныне находящийся в Эрмитаже, Санкт-Петербург, Россия, изображающий сорок Севастийских мучеников (ia) (в центре) и восемь других военных святых (слева и справа)
Византийский триптих из слоновой кости, ныне находящийся в Эрмитаже, Санкт-Петербург, Россия, изображающий сорок Севастийских мучеников (ia) (в центре) и восемь других военных святых (слева и справа)

В этом контексте святые воины были присвоены властями и превращены в небесное воинство, которое отражало земное. Теперь, полностью вооруженные, они часто изображались парами, как дань военному духу товарищества. Бесчисленные церкви, многие из которых были построены по заказу могущественной средневизантийской (VII–XI вв.) военной аристократии, были посвящены им. Они изображались на монетах и печатях, часто людей, которые носили их имена или почитали их как семейных покровителей. На придворных церемониях к ним обращались как к покровителям всей империи. В Салониках солдаты будут помазаны миром Св. Деметрий перед боем. Это обращение шло рука об руку с различными другими практиками, которые связывали религию и государство / вооруженные силы.

Когда ситуация изменилась и империя начала сдавать позиции латинянам и туркам (после 11 в.), “оборонительная” ориентация возобладала и в иконографии военных святых, и в отношении к ним. Святого Георгия все чаще изображали вместе с мальчиком, которого он, как говорят, чудесным образом спас от сарацин, на иконах, созданных после падения Константинополя (1453). Образ святого воина, убивающего врага (дракона, солдата), который, очевидно, олицетворял настоящих врагов, от которых защищалась империя, стал более популярным и в поздней Византии.

Согласно агиографу 19-20 вв. Ипполиту Делехэ, к первому классу (высшему разряду) военных святых относились:

  • ST. Теодор Тирон. По сообщениям, он был новобранцем (латинское tiro) в римской армии, который принял мученическую смерть в 306/7 году. Его культ распространился из его родного города Эухайта в Малой Азии в Константинополь, остальную Малую Азию, Сирию, Палестину и Италию. Святого Феодора иногда называли победителем драконов, а его чудо в колливе (когда Юлиан пытался заставить христиан Константинополя прервать пост, он подкреплял их только вареной пшеницей) было и остается особо прославленным.
  • ST. Феодор Стратилат.Его эпитет в переводе с греческого означает “высокопоставленный военачальник”. Его жизнь менее известна, чем жизнь святого Феодора Тирона, и некоторые ученые предположили, что это один и тот же человек, которого ошибочно удвоили. Во всяком случае, два Теодора были объединены в пару, по крайней мере, с 9 века.
  • Святой Димитрий.Говорят, что святой покровитель Салоник принял мученическую смерть в 305/6 году и был известен своими чудесами и дарованием своему другу Нестору силы убить хвастливого язычника Лея в единоборстве, а-ля Давид и Голиаф. Происхождение Деметрия немного туманно, и некоторые ученые полагают, что он был родом из Сирмия, а не из Салоник. Говорили, что его мощи производят священную мирру, что увеличило его славу. Его культ был очень распространен в Византии и славянских странах (средневековая болгарская столица Велико-Тырново претендовала на него).
  • Святой Прокопий.Ранние рассказы о его жизни описывают его как священнослужителя, а не солдата из Палестины, который принял мученическую смерть при Диоклетиане. Эволюция произошла позже, возможно, в результате слияния с другим человеком, о котором властям сообщила его собственная мать потому что он христианин. Святой Прокопий был особенно популярен в Каппадокии, Палестине и Константинополе.
  • St. Mercurius.По слухам, будучи солдатом в Мартенсе в середине-конце 3-го века, он, как говорили, одержал великую победу над варварами-врагами Рима с помощью Бога. Впоследствии он принял христианство и принял за это мученическую смерть. Ему посмертно приписали убийство Юлиана Отступника, что фактически приписало конец последнего языческого императора Божьей воле.
  • Святой Георгий. Часто называемый носителем трофеев и другими вещами, он был, пожалуй, самым важным среди своих сверстников. Говорят, что он был аристократическим офицером из Каппадокии, который принял мученическую смерть при Диоклетиане (303) в Лидде, Палестина. Ему приписывали чудеса и считали убийцей драконов, теперь это его самая известная черта на международном уровне. Он был популярен повсюду, в основном в Каппадокии, Македонии, на Крите, на Балканах, в Грузии и в других местах. Он был единственным военным святым, который был изображен один на византийском военном знамени. Его великая слава пришла на Запад с возвращением крестоносцев, особенно англичан.

Другие выдающиеся военные святые были:

  • Святой Сергий.Примасерий школы джентилиум и близкий друг святого Вакха, он, как говорят, принял мученическую смерть в начале 4 в. после того, как увидел мученическую смерть своего друга. Их история, а иногда даже их существование, оспаривается некоторыми учеными. Два святых получили известность при Юстиниане (6 в.) и были популярны по всей империи, особенно в Сирии.
  • Святой Вакх. Секундарий и близкий друг святого Сергия, он, как говорят, принял мученическую смерть за несколько дней до святого Сергия, который скорбел об их разлуке.
  • Святой Юстас.Наиболее известный своим видением Христа между оленьими рогами, которое заставило его обратиться в христианство, он, как говорят, был успешным командиром начала 2-го века. Римская армия. По сообщениям, он принял мученическую смерть при Адриане. Его культ был известен в Каппадокии, Грузии и самом Константинополе.
  • 40 мучеников Севастийских (иа). Их мученичество в 320 году на замерзающем озере является одним из лучших свидетельств. Их реликвии и культ рано распространились в Константинополе, Малой Азии (особенно в Кесарии), Сирии и Палестине.
  • Мученики Мелитены. Их история очень похожа на историю 40 севастийских мучеников (иа) и, вероятно, скопирована с нее. Они были довольно популярны в Каппадокии, но не очень в других местах.
  • Святой Мена Египетский. Упоминается в источниках с 6 в. и далее, говорят, что он служил в когорте Рутилийцев при Диоклетиане и принял мученическую смерть за свою веру. Он был изображен как воин между двумя верблюдами и почитался как чудотворец. Он был популярен в Египте и на Востоке в целом, а также в Константинополе, Салониках и Риме.
  • Святой Артемий.Высокопоставленный военачальник Египта поздней античности, он, как говорят, принял мученическую смерть при Юлиане. Он стал известен как чудотворец, и постепенно его стали изображать в полном военном облачении.
  • ST. Арета (Харит). 6-й-с. Химьярит, он был казнен по приказу еврейского правителя Ду Нуваса, что отличает его от большинства других главных военных святых. Он не был таким заметным, как остальные, но иногда его изображали среди них, возможно, как представителя восточных христиан за пределами империи.
  • Святой Мартин Турский. Он жил в 4 в., при христианских императорах, и является единственным западным человеком, занявшим место среди выдающихся византийских военных святых. Его называли стратилат (“высокопоставленный военачальник”) и хвалили за его человеколюбие и храбрость в бою. Его дальнейшей жизни в качестве чудотворного священнослужителя не уделялось особого внимания.
  • Святой Фанурий.Ученые обычно отвергают его историчность, поскольку он не упоминался до 14 в. и, как полагают, был двойником Святого Георгия. Его почитали на Крите, Родосе, Кипре и в других местах.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц