Найти тему
Дмитрий Семенов

Доброе слово … о жимолости

Мощный ливень прошедшей ночью стал определяющей каплей в моих сомнениях, написать ли про свою жимолость (съедобную, конечно, - другие совсем мне не по душе).

Сомнения же оттого, что писать мне про жимолость съедобную решительно нечего: в сорта этого достойного растения я не вникаю, нюансами его агротехники не увлекаюсь, собирать не люблю, рецепты заготовок не использую, проблем ее не решаю – нет же с ней проблем. Ни в чем жимолостном я не специалист. Совсем.

Но жимолость в нашем саду - такое заметное, надежное, благожелательное, нужное растение, что совсем ничего о ней не сказать было бы несправедливо.

Говорю.

В садах моего детства жимолостей не было (съедобных). Вишни, крыжовник, малина, смородины – да. А про съедобную жимолость бабушки мои, подозреваю, и не слышали.

Я слышал. Но скорее из литературы. Впервые встретился с ней лишь где-то в 80-х. В московском Главном ботаническом саду. Но не во время цветоводческих визитов, а в ходе обследования герпетофауны его огромной территории.

Лазали тогда мы с моей коллегой и однокурсницей в почти непроходимых зарослях берегов тамошней речки Лихоборки (там уже ни коллекций растений, ни посетителей – только сохраняемая природа). А среди этих зарослей – огромные кусты вот этой мне до того не встречавшейся жимолости. Со спелыми ягодами: редкими, небольшими и … горькими. Горечь, правда, приятная. У рябины, например, тоже приятная горечь. В общем, любопытно было познакомиться/попробовать, но никак это знакомство не стимулировало ягоду эту у себя посадить.

Но времена меняются. И как раз где-то в те годы, если не ошибаюсь, съедобная жимолость вдруг стала популярной/модной. И конечно одной из первых поселилась на нашей новой даче.

Та, первая, жимолость и сейчас растет у меня на берегу пруда, полудикая (наверное, аллюзия о первом прибрежном знакомстве). Она там вся заросла и поросла неожиданным потомством/порослью – скорее всего, самосевным. Достойный элемент природы, предоставленной самой себе. А сорт, очевидно, из первых достижений селекции съедобных жимолостей: ягоды не такие крупные, как у более современных, более округлые, с прелестной горчинкой, не столь обильные и … легко осыпающиеся.

В центре же моего садоводческого внимания жимолость уже следующего поколения. Где-то ближе к миллениуму ее приобрели. Сначала я о ней особо не пекся, благо растение совершенно не капризное, ничего ему от меня не надо. Но посажена она в центре участка на пересечении дорожек, рядом с ней немало цветов, которые то подкормишь, то польешь – и жимолости перепадает. Благоденствует она. И стремительно растет – вверх и вширь. Ей-то от меня ничего не надо, но тут уж меня она начала беспокоить: и проход зарастает, и тень огромная, и заросли сучьев неконтролируемые.

Опять пришлось стать рядом для масштаба: жимолость - самый крупный куст в саду.
Опять пришлось стать рядом для масштаба: жимолость - самый крупный куст в саду.

В общем, вынудила меня жимолость ее регулярно прореживать и постригать. Последние годы я безжалостно удаляю все молодые прикорневые побеги, а после плодоношения коротко стригу новые ветви. Родные и близкие сначала возражали: ягод же не будет (как будто они их собирают/едят)! Но на плодоношении такая стрижка сказывается только положительно. А стрижено-прореженный куст смотрится аккуратным и нарядным – настоящее украшение сада. И стволы его становятся мощными, эффектными. Почти бонсайными. Даже отшелушивающаяся кора их не портит.

Регулярное подрезание куст немного деформирует, но иначе не пройти.
Регулярное подрезание куст немного деформирует, но иначе не пройти.
Вот такие у нее сейчас стволы - тропические.
Вот такие у нее сейчас стволы - тропические.

Про ягоды я, впрочем, зря так пренебрежительно. Сорт (название затерялось) второго селекционного поколения оказался выше всяких похвал. Ягоды крупные, нежно-сладкие, не сыпучие (вот к чему с ночного ливня я начал – не посбивал он остающийся на кусте урожай). И просто неисчерпаемо много этих ягод на 30-летнем кусте. В течение месяца, никак не меньше, можно их собирать. И просто так вкусно/приятно, и замечательное наполнение летних тортов.

Ягоды аппетитные.
Ягоды аппетитные.

И в торте - аппетитные.
И в торте - аппетитные.

Бонусная радость от жимолости – ее цветение. Вообще малозаметное, но ведь это -первый цветущий в весеннем саду ягодный кустарник! Такое предвкушение быстро пролетающего лета…

Цветение в начале мая.
Цветение в начале мая.

В саду есть еще две жимолости – уже совсем новых сортов, условно говоря, третье поколение селекции. Пока от них никаких особых впечатлений, хотя уже вполне достойный урожай. И главное удовольствие – пройтись и продегустировать-сравнить вкусовые достоинства своих целых четырех сортов жимолостей трех поколений.

Сложил для этого снимка ягоды с четырех кустов, но разительных различий не видно. Только реальная сравнительная дегустация.
Сложил для этого снимка ягоды с четырех кустов, но разительных различий не видно. Только реальная сравнительная дегустация.

Вот перечитал, подправил текст, и осознал – нравятся мне мои жимолости очень! Близко мне это растение, дорого. Определенно потерял бы сад без них.

Такое мое доброе слово о жимолости.