Найти тему
ТыжИсторик

"Кто радостей не любит хмеля, тот - безумец"

Автор: Александрийский библиотекарь.

Первая часть ТУТ.

Итак, чистое вино для древнего грека, хоть и подарок веселого бога Диониса, все же остается продуктом весьма опасным. Жадный, как и все сатиры, до хмельного, Силен, дорвавшись до заветного бурдюка Одиссея, ликует:

Кто радостей не любит хмеля, тот -
Безумец; сколько силы, сколько сладкой
Возможности любить, какой игре
Оно сулит свободу... а какие
Для дерзких рук луга... И танцевать
Зовет нас бог и отнимает память
Прошедших зол... И побоюся я
За сладкий дар так огорчить Киклопа,
Чтоб плакал глаз единственный его?!
(Еврипид. "Киклоп". Перевод И. Анненского)

Но то сатиры, им можно всё. Даже пить акратос, неразбавленное - то, что для греков и не вино еще вовсе! Подобное Силену делали и неразумные варвары (а это, как мы помним, вообще все, кто не говорил по-гречески), и злосчастный спартанский царь Клеомен Первый, по преданию, слишком много общавшийся со скифскими послами на этой ниве.

И все же эллины тоже использовали "чистый продукт". Но это были очень важные исключения! В той же Спарте

жизнь новорожденного была так же бесполезна ему самому <отцу ребенка>, как и государству, если он был слаб, хил телом при самом рождении, вследствие чего женщины для испытания здоровья новорожденного мыли его не в воде, а в вине, - говорят, эпилептики и вообще болезненные дети от крепкого вина погибают, здоровые же становятся от него еще более крепкими и сильными (Плутарх. "Сравнительные жизнеописания". Ликург и Нума Помпилий).
Ликург, из открытых источников
Ликург, из открытых источников

Такой вот инструмент естественного отбора - наряду с бросанием "бракованных" новорожденных в "апотеты" - пропасть возле самой высокой горы Пелопоннеса, Тайгета...

Но этим суверенный путь лаконцев в отношении к вину не исчерпан Хорошо известно, что спартанцы были пришельцами в Лакедемоне, провинции вокруг полиса. Исконных жителей тех мест, илотов, они превратили в рабов, нещадно эксплуатировали как земледельцев и даже тренировали на них свои боевые навыки...

И вообще спартанцы обращались с ними грубо и жестоко. Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы, запрещая развлечения, подобающие свободному человеку (Плутарх. "Сравнительные жизнеописания". Ликург и Нума Помпилий).
Пьяный илот, из открытых источников
Пьяный илот, из открытых источников

Такой вот взгляд на педагогику был у суровых и немногословных спартиотов...

Обе эти истории, и купание младенцев в неразбавленном вине, и принудительное спаивание им рабов, показывают, что акратос был для древних эллинов чистой воды наркотиком. Точнее, фармаконо (φάρμακον): может спасти жизнь, а может и отнять ее (ага, мы помним древнее "всё яд, всё лекарство"). И в обоих случаях его использование значило проведение четкой границы: исключение из общества слишком слабых новорожденных или же маркировка полной, абсолютной инаковости "недочеловеков", каковыми считались илоты.

Так что чистое и разбавленное вино для эллинской культуры являются важнейшими индикаторами. А все античные представления о вине так или иначе вращаются вокруг идеи смешения, сказал французский антрополог Франсуа Лиссарраг. И в этом тоже интересно разобраться...

Вид горы Тайгет недалеко от Спарты, из открытых источников
Вид горы Тайгет недалеко от Спарты, из открытых источников

И конечно же, традиционные ссылки на наших коллег по ремеслу. Рекомендуем, если ищете, что почитать.

-4

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой