Спрос на кафе и рестораны сейчас как никогда на высоте. Начиная от пережитков "локдауна", которое вызвало особо острое желание куда-либо выбраться , и заканчивая преобразованием общественных мест в "оупен-спейсы", где люди приходят не только, чтобы перекусить, но и провести время с друзьями, коллегами, снять парочку фото или видео для блога, либо же просто поработать за ноутбуком.
И несмотря на все эти преобразования, главное - это еда, а точнее - ее качество.
В сфере общественного питания примечательным является дело May Donoghue против David Stevenson, события которого происходили в 1928 году в городе Пейсли (Шотландия).
В одном из заведений подруга Мэй Донохью приобрела для нее имбирное пиво с мороженым. Заказ был подан в темно-коричневой бутылке, содержание которой увидеть не представлялось возможным. Когда Мэй налила остатки содержимого бутылки в стакан, на дне она обнаружила разлагающуюся улитку.
После этого случая Мэй обращалась с жалобами на боль в желудке и прошла курс лечения в больнице.
Исковое заявление было подано против Дэвида Стивенсона - производителя пивных напитков, - с требованием о компенсации в размере 500 фунтов. Основной аргумент заявительницы заключался в том, что производитель обязан проявлять заботу о том, чтобы исключить возможность попадания улитки в бутылку.
Ответчик сослался на тот факт, что между ними отсутствовали договорные отношения, и в таком случае, обязанность по проявлению такой заботы отсутствует.
Мнение судей в апелляционных инстанциях сошлись к тому, что не обязательно наличие договорных отношений для того, чтобы товар соответствовал качеству продукции (поскольку в данном случае догорные отношения возникли между подругой Мэй и заведением). Однако обязанность в доказывании того факта, что именно это стало причиной для ухудшения здоровья, лежит на заявителе.
Дело было передано на очередное рассмотрение. Однако после смерти Стивенсона, его родственники выплатили компенсацию в размере 200 фунтов и разрешили дело во внесудебном порядке.
Что это дает нам сейчас?
Если в то время вопрос о закреплении права не имел столь определенного характера, что и послужило популярности данного дела, то сейчас мы имеем четкое понимание того, в чем заключается обязанности продавца или производителя.
Статья 11 Закона "О защите прав потребителя" закрепляет обязанность продавца в реализации товара надлежащего качества, и право покупателя этого требовать.
Это означает, что если вам подали кофе с прокисшим молоком, испорченную рыбу или суп, в котором оказался волос, то вы имеете право требовать:
- заменить блюдо на качественное;
- требовать уменьшения цены;
- незамедлительно устранить недостатки заказа;
- требовать возврата денежных средств.
Когда такое ненадлежащее качество стало следствием ухудшения вашего здоровья, тогда возникает повод для обращения в суд с требованием о компенсации причинения вреда жизни и здоровья.
Проводя параллель с делом Донохью, стоит отметить, что договорные отношения в ресторане или кафе возникают с момента заказа блюда, и заканчиваются предоставлением чека по факту оплаты. А если вы считаете, что причиной ухудшения вашего здоровья стало именно некачественное блюдо в ресторане, то обязанность доказать этот факт будет лежать на вашей стороне. Для этого необходимо иметь заключение о состоянии вашего здоровья, а также экспертизу, которая выявит нарушения в соблюдении санитарных норм и правил ресторана.