Привет, я Эвелина. Однажды в мае, мой старший сын Степан заявил, что учиться ему неинтересно. И вообще всё лето планирует проиграть в компьютер.
Не желаешь учиться — на Соловки
За свои 13 лет подобный фортель Степа выкинул впервые: до этого он неплохо учился, без споров ездил на дачу, пару раз бывал в летних лагерях, пусть и отзывался о них без восторгов. А теперь вот — «бунт на корабле».
— Ничего не сделаешь, переходный возраст, — развела руками наша бабушка, в прошлом учитель музыки.
Мы задумались, чем в 21 веке можно увлечь 13-летнего упрямца, кроме компьютерных игр? И ответили себе: «тем же, чем и всегда: приключениями!» Кинулись в Сеть искать нестандартные лагеря для подростков и вышли на программы Маткласса: «В лабиринтах наук» — умный сплав по рекам Соловецкого архипелага и «Курс наук под парусом» — математический яхтинг на Черном море. Бинго, решили мы. На один из этих вариантов наш бунтарь точно согласится!
Сын выслушал. Обещал подумать. Но время поджимало, и на семейном ужине было решено «сослать» потерявшего интерес к учебе ребенка на Соловки.
Тринадцатилетний капитан
И он поехал, но без особого энтузиазма. А через две недели вернулся другим человеком! Сын бурлил впечатлениями, как горная река. Восхищался Соловецкой природой, удивлялся белым ночам. Признавался, что до сих пор не понимает, как такое возможно: проснуться, выйти на улицу и увидеть день! Отдельный восторг у него и других ребят вызвал сам сплав — испытание мужества, счастье маленького капитана. Степа сказал, что нашел в лагере настоящих друзей, проверенных на воде и суше. И признал, что сам чувствует, как повзрослел.
В лагере Степа зауважал математику и полюбил ТРИЗ с его открытыми задачами на логику.
Но вывод Степа от поездки сделал неожиданный: «все было так круто, хотел бы поехать еще с той же командой, но боюсь разочароваться». Мы решили выдохнуть, не спешить, дождаться следующих каникул. А пока — подтянуть математику.
Ребенок принимает решение
Через пару месяцев сын объявил мне, что хочет стать программистом. И сам попросил купить путевку на осенние каникулы с Матклассом, на программу «Я играю мыслями» — туда собиралась его компания друзей и ожидался полюбившийся еще на Соловках преподаватель ТРИЗ.
А потом были зимние каникулы под знаком «Покорителей вершин». И там уже Степе предложили стать помощником вожатого. Заметили, как парень «вырос за лето». И Степан не возражал, ему понравилось брать на себя ответственность. Плюс ко всему он заработал свой первый — пусть очень условный — гонорар. И понял, что труд плюс ответственность равняются успеху и деньгам. Полезный вывод, с которым он «нырнул» в учебу уже с серьезными намерениями.
Как я нашел лагеря, куда хочу возвращаться
— Привет, я Степан, будущий IT-гигант. Шутка. Хотя, я всерьез планирую стать программистом и поступить на Физтех. Но это не мечта моего детства. Я стал задумываться о таком после лагеря на Соловках, куда меня, как шутят в нашей семье, «сослали за двойки».
Вообще, мы летом обычно уезжали на дачу: я там был с бабушкой, родители иногда навещали. В какой-то момент мне это надоело. В лагеря тоже не хотелось, был опыт скучных лагерей. И тогда родители предложили мне поход, причем не в Подмосковье на денек, а на Соловки, на две недели. И хотя мама уже за меня все решила, в этом случае я и не спорил, стало интересно.
Мне захотелось учиться серьезнее
Нам еще в поезде показывали, как вязать узлы, обучали нас морскому делу. То есть к началу сплава уже хотелось поскорей попасть на катамаран, начать путешествие.
Первое, что нас сдружило, была гребля на катамаране. Сплав прошел здорово, жаль только быстро, всего пять дней.
На острове изучали ТРИЗ, математику: преподаватель давал открытые задачи, иногда ставил вопросы прямо, а иногда с подковыркой. Он вообще довольно острый на язык, но добрый... Нам с ребятами пришлось придумывать неожиданные, даже сверхъестественные решения.
Мы договорились поехать вместе на программу «Я играю мыслями», — хотелось снова попасть на ТРИЗ к Сергею Александровичу. Кстати, там еще много спорта и очень крутая зарядка!
В том лагере я еще больше понял про логические задачи, про математику. Захотелось как-то посерьезнее учиться, возникли мысли стать программистом.
Мы попали в детективный фильм
Следующая программа, куда я поехал, называлась «Покорители вершин». И там мы с ребятами как будто попали в кино. То есть, это игра, а мы, как участники, получаем в ней роли. Мы строим города, создаем экономику, зарабатываем, разгадываем шифры! Это супер идея, мне кажется, такое для каждого интересно. Причем, там есть подвох: колонизаторы превращаются в аборигенов. Только никто не знает, как. И пока не станет участником, не узнает. Этот секрет раскрываешь уже в процессе.
Кстати, на «Покорителях» мне предложили стать помощником вожатых.
Так как я очень общительный человек, в целом мне это давалось легко. Ничего специального не делал, чтобы завоевать авторитет. Просто просил: «ребят, построитесь, пожалуйста». И они строились, как товарищи, друзья. Хотя, с детьми помладше было труднее: они не слушались, убегали. Я понимал: все равно ответственность на мне, я должен на них повлиять.
Дома стал свободнее контактировать с младшим братом, проще принимать его поступки.
Я понял: мобильник отвлекает от жизни
Во всех лагерях Маткласса забирают телефоны и отдают только на полчаса перед сном. Поначалу это немного напрягает. А потом понимаешь, как здорово, что на Тихом часу можно просто поболтать с ребятами, посмеяться, обсудить план игры. Человек существо социальное, ему живое общение необходимо, как еда, вода воздух. А мы даже в школе на переменах сидим в телефонах, и это неправильно. Хорошо, что в лагере не так!
И еще вечерами мы разговариваем всем отрядом. Собираемся в комнате, вожатые включают электронные свечи. И в этой уютной, ламповой атмосфере мы делимся, какое у кого настроение, что было крутого за этот день, делимся тем, какие у кого планы, цели и мечты.
Такие моменты надолго запоминаешь. И хочется потом еще раз вернуться в лагерь, чтобы встретиться опять с вожатыми, друзьями, и все это повторить.
«Парень сначала играть не хотел»
— Привет, я Анатолий, организатор программы «Покорители вершин», преподаватель ТРИЗ в Мтаклассе. Расскажу, какие чудесные превращения произошли со Степаном у нас в лагере.
Вообще, он умный парень. И на программу после Соловков приехал уже заинтересованным — хотел как можно больше погрузиться в ТРИЗ и в математику. А вот в игру Степа включился, не сразу. Говорил: «это для малышей, а я больше хочу учиться».
Мы удивились: обычно дети рвутся с уроков играть, а здесь наоборот. С другой стороны, стало понятно, что он из тех, кто не хочет играть по чужим правилам, а стремиться создавать свои. Тогда мы дали ему право стать первым аборигеном. И он развернулся, проявил себя классным предпринимателем, заработал больше всех очков на программе, помогал остальным. И хотя он не был капитаном команды, проявил себя негласным лидером.
Как педагог могу сказать, это здорово, когда ребенок проявляет инициативу, готов что-то изменить. Не разрушать, а улучшить и создать. Свои программы мы разрабатываем так, чтоб развивать в детях индивидуальность, при этом стимулировать командный дух, творческую жилку и аналитическое мышление.
Например, можно начать с лагеря «Я играю мыслями» с приключениями и открытыми задачами. Программа длится 21 день — за это время у ребенка появляется желание самостоятельно учиться и привычка подходить к любой проблеме как к задаче.
И, кроме всего прочего, огромное достоинство лагеря — он бюджетный, так что родителям не придется тратить целое состояние на образование и отдых ребенка. Но есть и премиальная версия лагеря. Если в бюджетном варианте — это простой лагерь советского типа, то в премиальном — современное комфортабельное размещение.
А программа одинаковая. И после лагеря ребенок сможет продолжить углубленные занятия с полюбившимися педагогами онлайн.
Листайте дальше, чтобы узнать все детали и выбрать из 48 программ свой вариант.