Найти в Дзене
Библиотекарь

Деревенские зарисовки: картофельный бизнес дяди Коли

Дом, в котором жила моя бабушка обладал очевидным преимуществом, зимой в нем было тепло, а летом прохладно. Тепло обеспечивали две печи, одна русская, стоявшая в кухонной зоне, а вторая, "грубка" (так называла ее моя бабушка, и я никогда не понимал значения этого хитрого термина). Дом располагался торцами к северу и югу, окруженный зарослями вьющихся растений, и огромной ракитой, прикрывающей своими ветвями практически всё строение. Может поэтому, тень, создаваемая ракитой, способствовала прохладе в жаркие летние дни. В любом случае, находится в деревенском доме было комфортно, а летом тем более. Помимо бабушки, в доме жил мой дядя, старший брат моей матери, которого я просто называл "дядя Коля". О нем и пойдет речь в этом рассказе. Дядя Коля, ныне покойный, был колоритной фигурой. Он работал электриком в колхозе, что по всей видимости полностью соответствовало его жизненным принципам, кои упирались в одно правило - "не навреди". Ярким пятном в моей памяти отпечаталась картина, когда

Дом, в котором жила моя бабушка обладал очевидным преимуществом, зимой в нем было тепло, а летом прохладно. Тепло обеспечивали две печи, одна русская, стоявшая в кухонной зоне, а вторая, "грубка" (так называла ее моя бабушка, и я никогда не понимал значения этого хитрого термина).

Дом располагался торцами к северу и югу, окруженный зарослями вьющихся растений, и огромной ракитой, прикрывающей своими ветвями практически всё строение. Может поэтому, тень, создаваемая ракитой, способствовала прохладе в жаркие летние дни. В любом случае, находится в деревенском доме было комфортно, а летом тем более.

Помимо бабушки, в доме жил мой дядя, старший брат моей матери, которого я просто называл "дядя Коля". О нем и пойдет речь в этом рассказе.

Дядя Коля, ныне покойный, был колоритной фигурой. Он работал электриком в колхозе, что по всей видимости полностью соответствовало его жизненным принципам, кои упирались в одно правило - "не навреди". Ярким пятном в моей памяти отпечаталась картина, когда он возвращался с работы в неизменной серо-голубом робе, в кармане которой торчали отвертки и мультиметр. Эта роба была на нем постоянно, а в летнюю пору, казалось, что он её не снимает даже ночью. Конечно, я утрирую, но вот когда я вспоминаю дядю, то неизменно в уме возникает эта картина, дядя и серо-голубая роба с мультиметром в нагрудном кармане.

Однажды, не без помощи бабушки, и не понятных для меня ребенка схем, дядя Коля купил машину. Это был старый, военный "уазик", прозванный "козлом". Не вдаваясь в этимологию народного прозвища, машина была с норовом, резвая, проходимая, и предназначенная в первую очередь для езды в местах, дороги в которых не предусмотрены генеральным планом ЦК. Деревня для такого автомобиля была райским местом, что, наверное, и явилось причиной покупки именно такого формата транспортного средства. С этой машиной и связана история, какую я хочу сегодня вам рассказать.

вот такой "козел" с тентованным верхом стоял в гараже дяди (яндекс-картинки)
вот такой "козел" с тентованным верхом стоял в гараже дяди (яндекс-картинки)

Жизнь в деревне протекала тихо и размеренно до начала "перестройки". Колхоз, состоящий из близлежащих деревень, входил в перечень колхозов-миллионеров. Сельские жители действительно получали блага, в виде нового жилья и пополняющегося ассортимента двух магазинов, продуктового и галантерейного. Различные социальные льготы, возможность работать, получать жилье, привлекали приезжих, и колхоз процветал, чему в немалой степени был обязан председателю, долгие годы грамотно управляющего хозяйством и заботой о сельских тружениках.

С наступлением "перестройки" в жизнь людей начала проникать дух авантюризма. Не сказать, что колхозники им раньше не обладали, но теперь авантюризм превратился в легализованную возможность превращать свои планы в жизнь. И вот в одну из ночей конца лета 1988 года в голове дяди Коли родилась бизнес-идея. А что если...

В пять часов утра, я и мой брат были разбужены дядей. В его голосе чувствовалось торжественность от задуманного и не терпящее возражений повеление вставать и пошевеливаться. Погрузив в "козла" пару лопат и тройку мешков, мы запрыгнули в кузов автомобиля и отправились в путь. Целью нашей миссии, как позже оказалось, были картофельные поля, находившиеся в пределах 5-10 километров от дома. Раннее утро было выбрано с целью избежать конкурентов, а более всего избежать вообще кого-либо, дабы предприятие осталось незамеченным.

Водитель из дяди был правду сказать никудышный. Машина ревела и дергалась, оправдывая свое козлиное прозвище. По пути на поле, мы попали в рытвину с водой. Волна окатила нас по самую крышу. Дворники, на лобовом стекле, как потом стало ясно, являлись лишь предметом экстерьера, и свои функции не выполняли уже давно. На помощь пришла кепка дяди. Он быстро сорвал ее с головы, протер рукой лобовое стекло и продолжил путь, как ни в чем не бывало.

Суть бизнес-плана заключалась в следующем: накопать колхозной картошки и потом эту картошку сдать этому же колхозу. Спеша и озираясь, мы приступили к делу. Накопав три мешка, быстро закинули их в машину и облегченно отправились в путь. Впереди нас ждала все таже рытвина, бесконечные ухабы, и своеобразная манера вождения дяди.

Днем, картофель был благополучно сдан, на вырученные деньги моя дядя покупал напиток, с таинственным названием "червивка".

Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен.

Сбер: 4276 2200 1586 0243