Найти в Дзене
Строительный мир

Судоходный канал в обход территориальных вод России: Польша завершает свой масштабный проект

Польша 17 сентября 2022 года планирует ввести в эксплуатацию судоходный канал «Новый Свят» через Вислинскую косу. Это гидротехническое сооружение позволит миновать российский берег и сократит путь из Балтийского моря в порт Эльблонг на 100 км. Несмотря на критику Построить объект мечтали еще с XVI в., но по разным причинам планы оставались нереализованными. В середине 2000-х, когда тема снова поднималась во властных кругах, казалось, что и на этот раз проект не будет воплощен — слишком много критики поступало в его адрес. Против высказывались как отдельные эксперты внутри страны, так и многочисленные международные экологические организации. Не поддерживали идею и в Москве, подчеркивая, что новый водный путь несет угрозу безопасности страны, так как теперь корабли НАТО смогут заходить в лагуну Вислы в обход Балтийска. К тому же, обращалось внимание на то, что коса, которую Польша и Россия делят примерно пополам, является уникальным природным объектом, и вмешательство в ее экосистему н
Оглавление

Польша 17 сентября 2022 года планирует ввести в эксплуатацию судоходный канал «Новый Свят» через Вислинскую косу. Это гидротехническое сооружение позволит миновать российский берег и сократит путь из Балтийского моря в порт Эльблонг на 100 км.

Несмотря на критику

Построить объект мечтали еще с XVI в., но по разным причинам планы оставались нереализованными. В середине 2000-х, когда тема снова поднималась во властных кругах, казалось, что и на этот раз проект не будет воплощен — слишком много критики поступало в его адрес.

Против высказывались как отдельные эксперты внутри страны, так и многочисленные международные экологические организации. Не поддерживали идею и в Москве, подчеркивая, что новый водный путь несет угрозу безопасности страны, так как теперь корабли НАТО смогут заходить в лагуну Вислы в обход Балтийска.

К тому же, обращалось внимание на то, что коса, которую Польша и Россия делят примерно пополам, является уникальным природным объектом, и вмешательство в ее экосистему нанесет непоправимый вред. По этой причине отрицательную оценку проекту давали и в Евросоюзе, отказавшись финансировать стройку, на что Варшава изначально и рассчитывала.

© Gordon Roemhild / CC BY-SA 4.0 (Строительство канала в 2020 г.)
© Gordon Roemhild / CC BY-SA 4.0 (Строительство канала в 2020 г.)

Тем не менее государство своими силами в 2019-м приступило к рытью канала протяженностью чуть больше 1 км, шириной до 25 м и глубиной 5 м. В ЕС призывали остановить кампанию, но в этом вопросе поляки пошли наперекор Брюсселю, отмечая, что объект имеет важное стратегическое значение. В апреле прошлого года мы подробно писали об этом. Тогда степень готовности проекта составляла 50%.

Польша строит новый судоходный канал, чтобы не заходить в воды России. Многие выступают против проекта, в том числе в ЕС
Строительный мир19 апреля 2021

Канал готов к эксплуатации

С того времени Польша серьезно продвинулась в этом направлении. В общей сложности при сооружении основного объекта и сопутствующей инфраструктуры, включая возведение двух разводных мостов, было задействовано порядка 3 тыс. человек.

© gov.pl / CC BY 3.0 PL (Строительство канала в 2021 г.)
© gov.pl / CC BY 3.0 PL (Строительство канала в 2021 г.)

Летом 2022-го канал уже заполнили водой, а в сентябре он будет открыт для движения. Что касается всего пути до Эльблонга (24 км), то суда с осадкой до 4,5 м смогут пройти по нему в следующем году, когда будут полностью проведены все дноуглубительные работы. В дальнейшем предполагается модернизация инфраструктуры самого порта, что со временем позволит увеличить его грузооборот со 100 тыс. тонн до 3,5 млн тонн.

© Dwie szyszki / Wikimedia Commons / CC-BY-SA 2.0
© Dwie szyszki / Wikimedia Commons / CC-BY-SA 2.0

Параллельно в Вислинском заливе завершается строительство волнорезов и искусственного острова в форме эллипса площадью 181 Га. Последний станет местом обитания птиц; швартовка судов будет запрещена. Для его укрепления использовали доставленный из Швеции камень — в общей сложности из скандинавской страны транспортировали на объект около 400 тыс. тонн.

Стоимость всего проекта оценивается примерно в €450 млн, что в два раза больше, чем озвученная в феврале 2019-го сумма, когда с вырубки деревьев Польша приступила к работам на площадке. Интересно, что именно после удорожания проекта, которое объяснили ростом цен на материалы, власти стали акцентировать внимание на том, что канал имеет важное оборонное значение, хотя на этот счет до сих пор нет единого мнения.

Некоторые военные эксперты внутри государства считают, что роль объекта в этом плане слишком преувеличена и стала своего рода оправданием самой стройки, которая, как считает ряд наблюдателей, может никогда не окупиться.