В годы Великой Отечественной войны были случаи, когда героев, получивших множество наград, лишали их, разжаловали, и отправляли воевать в штрафные батальоны или роты. Иногда это было, скажем так, за дело, а иногда и не совсем справедливо. Та история, которую я расскажу сегодня - случай довольно тяжелый. С одной стороны нарушителя можно понять, а с другой дисциплина и субординация есть дисциплина и субординация, и нарушать ее из-за эмоций нельзя.
Итак, в статье речь пойдет о Георгии Дмитриевиче Костылеве. Родился он в 1913 году под Санкт-Петербургом, отучился, потом окончил местную ленинградскую школу пилотов и, немного позже, Центральную летно-инструкторскую школу в Москве. Костылев начал свой боевой путь с советско-финской войны, где служил летчиком в Балтийском флоте и даже был удостоен ордена Красного Знамени.
В Великой Отечественной войне Георгий Дмитриевич также принял участие с самых первых дней. За все то время, что Костылев сражался с врагами, он успел повоевать и на И-16, и на МиГ-3, и на ЛаГГ-3, летал на Ла-5, Ла-7 и на британском "Харрикейне" - глядя на этот список сразу становится понятно, каким же первоклассным летчиком был герой статьи.
Воевал Георгий Дмитриевич умело и храбро, за все годы войны совершив 418 боевых вылетов, в которых 33 самолета противника уничтожил в составе группы, а 10 сбил лично. Высокое звание Герой Советского Союза он получил еще в октябре 42-го года, мог получить его и дважды, но...об этом чуть ниже. Были в его карьере и, скажем так, некоторые не слишком приятные моменты. Один из них - это когда Костылев по ошибке сбил свой же самолет под управлением самого начальника штаба. Впрочем, тот уцелел, и инцидент удалось мирно урегулировать. А вот на втором неприятном случае нужно остановиться отдельно, ибо он в службе Костылева выделяется очень ярко.
За свои выдающиеся заслуги отправили в 43-м году Костылева, сразу после представления ко второму званию Герой Советского Союза, в отпуск. Летчик отправился к маме в осажденный немцами Ленинград. Будучи уже в городе, он ужаснулся тому, в каких нечеловеческих условиях выживали там люди. Более всего его впечатлила, конечно, проблема страшного голода, уносившего жизни многих. Находясь в Ленинграде, Костылев познакомился с майором тыловой службы, к которому и был приглашен как-то раз в гости.
И что же увидел Георгий Дмитриевич дома у этого майора? Стол, ломившийся от самых разных блюд, большой ассортимент напитков, который он и до войны то не видел, красивая посуда...И это в то самое время, когда люди мучались от голода, в том числе и его мать. Естественно, Костылев вышел из себя, разгромил весь этот накрытый стол, квартиру, и подрался с майором, которому в драке очень серьезно в итоге досталось.
За такое Георгия Дмитриевича судил военный трибунал, он был разжалован в рядовые, лишен всех наград и званий, и отправлен в штрафбат, который бился под Ориенбаумом (пригород Ленинграда). Представление ко второму званию Герой Советского Союза, конечно, тут же было отозвано.
Спас Костылева от слишком уж долгого пребывания в штрафбате его друг, тоже летчик-ас, Василий Федорович Голубев. Он подал прошение о переводе Георгия Дмитриевича к нему в эскадрилью, которое, к удивлению многих, было удовлетворено. В апреле Костылева допустили к полетам и он снова стал биться в небе храбро и решительно. В 44-м году он в очередной раз проявил невиданное мастерство и смелость, за что ему присвоили звание гвардии майора, а также вернули все ранее отнятые награды. Впрочем, второе звание Герой Советского Союза он более так никогда и не получил, ибо повторное прошение о присвоении этого звания отправлять уже не стали.
Георгий Костылев прошел всю войну, и служил в военной авиации СССР до 53-го года, когда уволился со службы. Не стало его совсем рано, в возрасте всего 47 лет, 30 ноября 1960 года.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.