В арсенале технических приемов есть такой, который называется диссипация. Диссипация (от латинского dissipatio) — рассеивание. В частности, диссипация энергии — переход части энергии упорядоченных процессов (кинетической энергии движущегося тела, энергии электрического тока и т. д.) в энергию неупорядоченных процессов, в конечном итоге — в тепло.
Идея техники «диссипации» в том, что живой организм не ограничивается только телом. Но для того, чтобы выполнять эту технику, терапевту нужна способность правильно распределять внимание. По идеологии КА человек – это динамическая психосоматическая система, состоящая из индивидуального потока взаимосогласованных в своём функционировании дискретных событий соматического и психического характера, обуславливающих возникновение друг друга в определенном порядке.
Без правильного распределения внимания в этом потоке психосоматических событий терапевту будет трудно правильно запустить терапевтический процесс. Если правильно выстроить систему соотношений этих динамических психосоматических событий, то вся терапевтическая процедура происходит как на автомате. Терапевту только остается вовремя замечать задержки динамики и освобождать их.
Систему отношений, а по сути эта система является системой взаимодействий, начинается с присутствия терапевта и информационного пространства. Распределение внимания в этой системе отношений 50% на 50%. Пока такое распределение, но по мере развития терапевтического процесса система отношений прирастает новыми событиями (объектами) и распределение внимания изменяется в процентом соотношении.
Как бы не изменялась конфигурация системы отношений, не изменялось количество событий (объектов), неизменным остается активное внимание на присутствии и информационном пространстве. Внимание на этих двух событиях создает главное условие терапии методом биодинамического центрирования – активирует потенциал действия. Присутствие дает терапевту мощный потенциал до-бытийной Ясности. Помните историю развития мироздания, всего сущего? Из энергии пустоты возникает Ясность (или Присутствие). Уже из Ясности (Присутствия) создается все сущее. Сущие имеют свое бытие. А до сущих есть Ясность, это до-бытийное. Это пояснение для того, чтобы вам было понятно откуда взялось до-бытийное.
Конечно же, то терапевтическое присутствие, которое терапевт создает в терапевтическом процессе, имеет только свойство до-бытийного присутствия в виде принципа, но уже этого достаточно для усиления его потенциала. Отношение «присутствие» и «информационное пространство» создает первый импульс потенциала действия. Затем в установившейся системе отношений появляются другие события. И каждому новому событию уделяется внимание терапевта.
Диссипация.
Для процессов в живом организме трудно установить линейные отношения, трудно установить причинно-следственный ряд событий. Более полным, на мой взгляд, является та конфигурация отношений, я подчеркну – динамических отношений, которую устанавливает гиперсетевая теория мозга и сознания К.В. Анохина. По этой теории «гиперсеть — это сеть, узлы в которой образованы группами узлов нижележащей сети, в данном случае нейронной. Такие высокоуровневые узлы начинают обладать качественно новыми свойствами. В мозге они становятся носителями индивидуального опыта целого организма». Мозг в этой парадигме из объекта биологии становится объектом когнитивной науки, психологии.
Тем не менее, когда человек чем-то болеет, болезнь больше нарушает биологические процессы. Важнейшей биологической потребностью человека является питание организма. Питание организма осуществляется кардио-респираторной системой. Наравне с питанием важнейшим является утилизация продуктов жизнедеятельности. Что вперед возникает – расстройство кардио-респираторной системы или болезнь – в данном случае не важно. Человек болен и ему нужно восстановить здоровье – вот что важно.
При хронических расстройствах здоровья, когда человек болен много лет, процессы внутри его тела и процессы вокруг его тела начинают срастаться, между этими процессами формируются устойчивые связи. И, в итоге, процессы снаружи начинают поддерживать процессы внутри, и наоборот. Эти связи нужно разорвать. Хоть это и трудная задача, но осуществимая.
Для решения этой задачи есть техника диссипация – рассеивание. Цель этой техники – восстановить питание. Питание по организму разносится кровеносной системой. До этого в кровь попадают питательные вещества из ЖКТ и кислород из легких. А до этого происходит утилизация процессов жизнедеятельности. Порядок процессов может быть смешанным. Сначала это, потом другое – этот линейный порядок может быть и не таким, каким я описываю. Описываю процессы так для понимания.
И так, больной лежит на кушетке, вы сидите у его головы. Просите больного разомкнуть челюсти, чтобы расслабился шейный отдел позвоночника, и разомкнулась психологическая связь с принципом «жить через сжатые челюсти». Устанавливаете внимание на глаза, затылок, позвоночный столб, ребра, поверхность тела и, оттолкнувшись вниманием от поверхности тела, рассеиваете внимание вокруг тела. Эти объекты внимания – начальная стадия процесса. По мере развития терапевтического процесса, объекты внимания могут умножаться в поле вашего внимания или убавляться. Весь процесс очень динамичный, как и поток психосоматических событий.
Просите больного дышать ртом. В теле от дыхания начинают двигаться: ребра и позвоночный столб, грудобрюшная диафрагма, внутренние органы, эта динамика отражается в затылочной кости и в движении глаз. В пространстве вокруг начинают проявляться (привлекать внимание) какие-то объекты, которые имеют связь с поверхностью тела. Поверхность тела при дыхании тоже двигается, начинает «дергать» эти связи. Какие-то объекты в пространстве сильнее притянуты этими связями к телу, какие-то – слабее.
По мере увеличения количества освобождения зон задержки динамики (энергии) в пространстве и в теле, начинает раскрываться капиллярно русло, которое до этого было схлопнуто. Усиливается клеточное и тканевое питание. Объектов, которые вовлекаются в этот динамичный процесс диссипации, по мере восстановления питания становится больше. Организм начинает оживать.
Это я только принципиальную схему описал. Чтобы работать в полной мере с хроническими больными, нужно владеть не только техниками, но и иметь понимание и использование таких концепций, как тенсегрити, пяти ветвей, открытие Р. Магнуса, «Теория функциональной системы» П.К. Анохина и многое другое. И самое главное – все эти концепции не должны быть каждый по отдельности, хотя все они самодостаточные, а быть интегрированные в друг друга. Тогда терапевтический процесс будет результативным и безопасным.