Найти тему
Абзац

Дурак у ворот: почему мы склонны переоценивать уровень противника

Текст Михаила Дряшина

Фото: flickr.com / NATO North Atlantic Treaty Organization
Фото: flickr.com / NATO North Atlantic Treaty Organization

Многими годами чтения книг и почитания гуманизма мы приучены, что враг наш умён и логичен. Всякий раз пытаемся разгадать его тайный умысел, скрытый за дурацкими какими-то шагами, выпадами, демаршами.

И теперь всё кажутся нам странноватые выкрутасы западных лидеров маскировкой. Верим, что истинная политика творится у них за кулисами. А слова, высказанные публично, – не более чем слова. Мало ли какую пургу они несут. Мы же в меру своих умственных талантов расшифровываем истинный смысл. Не могут ведь они быть полными идиотами. Значит, есть у них какой-то тайный умысел. Хитрая комбинация. Вот её и стараемся разгадать всеми своими аналитическими центрами, сообществами экспертов.

Вспоминается шутка советского времени: загадочная улыбка Моны Лизы наконец разгадана – она просто оказалась дурой.

А если и они слабоумные? Заседание воровской малины из «Места встречи», но без Горбатого. Промокашка – во главе стола, и он – главный стратег. «Мурку» хочет. Одноходовочки замышляет.

Вот, скажем, телефонный разговор Путина с Макроном. Француз опубликовал запись фрагментарно. Думает, хитрый, есть ему отныне чем собеседника шантажировать. Типа там ещё много чего сказано, но я пока не разглашаю. Ну и чё? Давай, огласи. И что будет? А ничё. О таком повороте он попросту не подумал. А мы его считаем игроком. Француз же.

Как и всех остальных. Думаем, намеренно ведут себя по-дурацки. Изображают олухов, а на самом деле в закрытой части саммитов и конференций давно уже вывели уравнение общей теории поля. А мы со своими физтехами отстали.

В начале Великой Отечественной войны принято было в нашем кинематографе изображать немцев круглыми дураками. Потом, ещё даже до её окончания, исправились. Помните генерала вермахта в исполнении Бориса Барнета в наивном по теперешним меркам «Подвиге разведчика»? Он там совсем не тупой.

Тенденция «немцы-не-дураки» крепла год от года и, в общем-то, имела на то все основания. Те же «Семнадцать мгновений весны» вспомнить.

Кадр из сериала «Семнадцать мгновений весны» (1973) / Киностудия им. М. Горького
Кадр из сериала «Семнадцать мгновений весны» (1973) / Киностудия им. М. Горького

Но времена изменились. Враги деградировали, а мы к ним всё с той же меркой. Всё думаем, не могут же они быть такими глупыми и дремучими. Кембридж, Оксфорд, Сорбонна, Йель. Оказывается, могут. На подкорке-то комиксы. Хватит нам уже комплексовать, считая их гениями зла, профессорами Мориарти.

Могут же они подгонять к берегам Белоруссии американский флот и пугать Россию, как ежа голой жопой, уходом «Эппла» или «Макдака». Лиз Трасс, что Воронеж никогда не признает российским, пугает нас собой на танке. Заметили её аристократическое презрение? Чумазые для неё мы. А только представим себя с такой на сеновале – эректильная дисфункция обеспечена. «Дочь Альбиона» Антона Павловича Чехова в чистом виде.

«Все мы учились понемногу», академическим, прусским ещё (оно же советское) школьным и институтским образованием усмиряли плоть. «Цивилизованные» же оппоненты наши не подавляли свою природу уже несколько десятилетий. Вот и выросло там поколение вольных и безмозглых. Пришло к власти. А мы с ними как со взрослыми.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.