Режиссеры по праву считают себя специалистами по решению многих проблем. Они имеют дело с бюджетными ограничениями, графиком, темпераментным персоналом и актерами, неработающим оборудованием.
Некоторые проблемы возникают в связи с финансовыми требованиями, другие - сами собой, например: "Рассказать историю, ограниченную одной комнатой". Художественные проблемы часто требуют решений, которые направляют зрителей к ясности, пониманию и эмоциональному воздействию.
Предположим, ваша сюжетная ситуация такова. Персонаж А рассказывает историю, но это ложь. Персонаж Б понимает, что это ложь, но не сигнализирует об этом. На самом деле это две проблемы в одной: Как сообщить аудитории, что А лжет? И как передать, что Б знает, но не раскрывает этого знания?
Эти проблемы лежат в основе интригующей последовательности в фильме "Миссия: Невыполнима". Решения, найденные сценаристом Дэвидом Коеппом и режиссером Брайаном ДеПальмой, показывают, как даже простой "развлекательный фильм" может поставить ребром интересные вопросы о кинематографическом выражении.
Команда "Невыполнимой миссии" была отправлена в Прагу якобы для того, чтобы забрать цифровой диск со списком всех агентов ЦРУ в Европе. Они не знают, что это задание - только предлог для поиска "крота", агента-изгоя, который продает секреты иностранным службам. Во время проникновения на государственное торжество большая часть команды погибает.
Выживают только Итан Хант, ответственный за выполнение задания, и Клэр Фелпс, жена руководителя группы Джима Фелпса. Глава МВФ Киттридж обвиняет Итана в том, что он "крот", поэтому Итану вместе с Клэр приходится бежать. Но из преданности долгу он настаивает на поиске "крота".
Он узнает, что "крот" под псевдонимом Джоб предложил продать список NOC Максу, торговцу секретной информацией. Основная часть сюжета вращается вокруг попыток Итана склонить Макса к разоблачению Джоба, что Итан может сделать, только предложив Максу список NOC - и в то же время убедившись, что он действительно не попадет в руки Макса.
После пролога, первый отрезок фильма вращается вокруг вторжения команды на вечеринку в посольстве. По мере того как схема рушится, мы видим смерть членов команды.
С помощью сквозных кадров и закадрового повествования фильм показывает нам техника Джека, убитого в шахте лифта, Джима Фелпса, застреленного на мосту и упавшего в реку, Сару, зарезанную у ворот, и Ханну, погибшую от взрыва бомбы в автомобиле.
Последствия этих убийств отражаются в основном через реакцию Итана. Он слышит, как Джек теряет связь, смотрит видеозапись окровавленных рук Джима, находит Сару, пронзенную ножом, и видит, как взрывается машина Ханны. Позже он и мы узнаем, что Клэр удалось сбежать.
В кульминационный момент фильма Итан узнает, что Джим Фелпс все еще жив. В кафе Джим объясняет, что он выжил после перестрелки и что он видел убийцу: Киттриджа. Киттридж - крота, как он утверждает. Джек вовлекает Джима в свой план - встретиться с Макс в поезде Eurostar и, очевидно, передать ей список NOC, который он украл у Лэнгли.
Загвоздка в том, что Джим - наставник, друг и суррогатный отец Итана - лжет. Он - крот Иов, и он устранил свою собственную команду, инсценировав нападение на себя. Благодаря кросс-курсингу, первая версия нападения скрывает от нас действия, которые предпринимает Джим, чтобы убить своих коллег.
Проблемы повествования таковы: Как и когда рассказать нам о предательстве Джима? И как представить состояние осведомленности Итана? Введен ли он в заблуждение рассказом Джима, или он сомневается в нем? И какова роль Клэр во всем этом?
Поверьте, что не посмотрев фильм несколько раз и при этом, чрезвычайно внимательно, вряд ли возможно сразу понять всю тонкую и предельно запутанную сюжетную линию. Так что искренне желаю приятного просмотра и усиленной работы мысли)