В Государственной Думе РФ — высшем законодательном органе власти — Ингушетия представлена не только весомо, но и красиво. В буквальном смысле этого слова. Здесь работают Луиза и Дэйси Льяновы.
Они родные сестры. Луиза — член законотворческого экспертного совета при ГД, состоит в Экспертном совете по культуре Молодежного парламента при ГД и Комитете по образованию и науке. Дэйси — член Экспертного совета по культуре Молодежного парламента при ГД. Признаюсь, знакомство с ними
изменило мое представление о российском парламенте.
Луизе — 25, Дэйси — 24 Трудно поверить, что они погодки, их часто принимают за близняшек. И они действительно многое прошли сообща.
Родились в Ингушетии, в Назрани. Глава семейства по служебной необходимости часто бывал в Москве. В 1992 году семья переехала в российскую столицу. Какое-то время мама оставалась с детьми в Ингушетии, но потом все перебрались к отцу.
Девочки поступили в гимназию имени Карамзина (она находится в Ясенево). Росли бунтарками. Дэйси вспоминает, что была дерзкой в начальных классах, но потом сильно изменилась. Ушла в творчество — стала писать стихи (она и представилась прежде всего как поэт и писатель, а потом уже назвала официальную должность в аппарате Госдумы).
Дэйси говорит, что писать начала с ранних лет. Сам процесс творчества для нее не мучителен, это, скорее, жажда высказаться, погружение в историю, она словно считывает природу окружающих ее вещей. Ощущает и переживает настроения ушедших эпох. К примеру, не испытав ужасов депортации, может погрузиться в нее, передать не только впечатления, но и детали тех лет.
У Дэйси осталась некоторая обида на школьных преподавателей, которые к ее творчеству относились сдержанно, а ведь талантливому подростку хотелось понимания и поддержки педагогов.
— Мне часто хотелось спросить у учителей: «Почему вы меня не видите?» Я проявляла страсть к литературе, но создавалось такое впечатление, что в школе это никому не было нужно, — говорит она.
К выпускному классу у Дэйси был готов поэтический материал на солидный сборник. Но только в вузе ее литературный талант раскрылся в полной мере. Наверное, поэтому школу она вспоминает с меньшей любовью, чем ее сестра.
Луиза очень тепло говорила о своей классной руководительнице — Галине Марковне Нарейко, которая преподавала русский язык и культуру речи. Это настоящий представитель классической школы: грамотный, строгий, требовательный, но дипломатичный педагог. И вот он, результат академического подхода к образованию: Луиза прекрасно овладела ее предметами!
В гимназии девочки были «не разлей вода», хотя и учились в разных классах. Старшей приходилось часто ждать младшую (та на год позже поступила в школу), чтобы быть вместе. Они словно две половинки целого. Ни зависти, ни ревности. Они вместе, хотя очень разные, да и по жизни идут в разных направлениях.
Вуз они тоже выбирали вместе и поступали вместе. Девушки — выпускницы Московского финансово-юридического университета. Сейчас Луиза учится в Дипломатической академии Министерства иностранных дел России. Почему рядом нет Дэйси? Потому что она решила, что уходит в творчество. Обдумывает новый роман, готовит к изданию новый сборник стихов, присматривается к современным творческим проектам. А один из уже вышедших романов Дэйси Льяновой «Южный ветер» теперь есть и в моей библиотеке, за что я ей очень признательна!
ДУМСКИЙ ВЫБОР
Огромную роль в воспитании девушек сыграли и играют родители. Воспитывали в исконно ингушских традициях. У Дэйси и Луизы есть еще две старшие сестры: Мадина (она кондитер) и Айна (работает в сфере образования). Они дружны, стараются чаще видеться. Постоянно бывают в Ингушетии у родных. В совершенстве знают ингушский язык, соблюдают традиции и обычаи своего народа.
Заслуга родителей еще и в том, что между детьми нет ссор и негатива. Луиза, не так давно ставшая матерью (ее дочке Хадиже еще нет и года), говорит, что своих детей будет воспитывать по примеру родителей, тех устоев, которые они передали дочерям.
— Хорошие отношения между родственниками — основа основ, — говорит Луиза. — Если родные будут разобщены, появится трещина, тогда любой чужой человек со своими намерениями может вклиниться и даже разрушить родственные связи. Нельзя, чтобы чужие люди влияли на семью в вопросах, которые остаются делом сугубо семейным.
Луиза рассказала, что семья, в которую она попала (тейп Йовлой — самый крупный в Ингушетии. — Авт.), тоже очень дружная. Ее муж сохранил самые теплые отношения с братьями и сестрой, живущими в Ингушетии.
Несмотря на близость к Госдуме (а они работают здесь уже пять лет), сестры не спешат уйти полностью в политическую деятельность, хотя соглашаются, что вся жизнь так или иначе — политика. Они развивают и продвигают свою проектную деятельность, нацеленную на Ингушетию, не относя себя ни к одной из партий.
В Думу первой пришла работать Луиза. Это произошло во время учебы в университете, когда началось распределение на практику. Распределяли по балльно-рейтинговой системе, а поскольку училась Луиза отлично (во всем вступительном потоке она была единственной отличницей), то ее направили на практику в помощники депутата ГД от партии «Единая Россия».
На втором курсе Луиза начала работать в своем университете. У нее была идея создать региональное отделение вуза в республике. Выяснила, что желающих обучаться в нем будет достаточно. Лично обратилась к ректору (на тот момент она работала в секретариате), отметив, что уже есть потенциальные абитуриенты на обучение по программам балакавриата и магистратуры в дистанционном формате.
— Я просила разрешить мне открыть хотя бы номинальный филиал в республике, — рассказывает девушка. — У нас есть талантливые молодые ребята, которые не имеют материальной возможности приехать в столицу, снимать здесь жилье, питаться… Это дорого. Поэтому я предложила начать набор именно на дистанционные программы, чтобы ребята могли в республике дистанционно получать образование. Начала набор. Он шел неплохо, хотя пришлось преодолевать недоверие, так как люди в республике сталкивались с этим впервые. И как раз в этот момент начинается пандемия. К моему глубокому сожалению, филиал так и не заработал, хотя желающих набралось примерно сто человек.
ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
К слову, написанием и разработкой программ Луиза занималась сама при учебно-методическом управлении университета, куда пришла в конце 2018 года.
Общалась с экспертами из Рособрнадзора, профессионалами федерального уровня. Вместе с коллективом готовила вуз к аккредитации. Разработала в период аккредитации более 350 образовательных программ. И теперь по ним обучаются студенты двух университетов — финансово-юридического и архитектурно-строительного (они содружественные).
Ректорат неоднократно отмечал Луизу премиями и благодарностями. Но она в итоге ушла из вуза. По невероятному совпадению это произошло в тот момент, когда дистанционное образование (а именно этот формат она хотела предложить для проекта обучения в университете жителей РИ) стало трендом.
Очный формат обучения, считает Луиза, очень наглядный, но и дистант позволяет успешно освоить программу — конечно, при условии, что студент проявит ответственность и трудолюбие. Особенно он актуален для талантливых ребят, родители которых не имеют материальных возможностей отправить ребенка на учебу в мегаполис.
— Даже те, кто получает очное столичное образование, пытаются перейти на дистант, чтобы совмещать учебу в пандемию, сроки окончания которой затягиваются, — говорит девушка. — Сама я пока взяла паузу в образовании, но в будущем планирую защищаться. Немного по годя, сейчас на первом плане — дочка и проект, связанный с башенными комплексами.
Луиза считает, что башни ингушей должны быть внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
— Башенная культура — это наши корни, основа духовности, наше национальное богатство. Я смотрю и изучаю проекты по сохранению и реставрации башен. Пишу свои. Хочется вдохнуть в них жизнь. Сейчас эта тема занимает всё мое время. Уверена, что на государственном уровне придет понимание значимости башенной культуры и этих памятников. Чтобы не было инсинуаций по поводу того, кто и какими башнями владел и распоряжался, чье это достояние, необходимо подключить к этой теме образованную молодежь. Для этого надо лично знакомиться и больше общаться.
Луиза признается: она была и останется патриотом родной Ингушетии. И ее сегодняшний статус дал ей больше возможностей для продвижения значимых для республики проектов. Она участвует в слушаниях, заседаниях круглых столов, в работе экспертных сообществ. Стремится делать свою работу открыто,
выкладывает на своих страницах в соцсетях отчеты и размышления по актуальным темам образования.
Я с легким сердцем пожелала ей и ее сестре удачи, ведь именно таким молодым людям в современной России должны открываться большие перспективы. Они — блестяще образованные, интеллигентные, креативные, целеустремленные, владеют несколькими иностранными языками и при этом — стильные, дружелюбные, открытые для общения. Они знают не только чего хотят, но и как будут это делать.
На мой взгляд, именно такие представители нового поколения ингушей создают очень привлекательный образ Ингушетии, обеспечивают республике блистательный пиар. Рада этому знакомству и хочу искренне пожелать этим девушкам идти вперед и добиваться новых высот!
Материал взят с https://nashilitsa.ru/archive/ot-chistogo-istoka/v-rossijskom-parlamente
Авторский проект Елены Севрюковой "НАШИ ЛИЦА"