Найти тему
Учитель гармонии

Абитура post factum. Своя, родная, "мерзляковская". Мысли педагога и родителя школьников-музыкантов

В этом сезоне я не принимала участия во вступительной кампании АМУ при МГК. Наблюдала пристально - "со стороны". К слову, в ближайшем будущем меня ожидает знакомство и сотрудничество, по теории/сольфеджио, с двумя группами вновь прибывших первокурсников.

И вот какие соображения хотелось бы нынче высказать.

Поступает - для адекватной ориентации - "плюс-минус" 2006 год рождения. Конкурс беспрецедентно высок - и, разумеется, с годами лишь возрастёт. Меня это трогает, поскольку моим старшим детям "фильтроваться" спустя 4 года и спустя 6 лет. Если, конечно, всё пойдёт по плану.

А ведь оно пойдёт: мы не сачкуем, дело своё туго знаем, трудимся системно и держим руку на пульсе.

Отпуск - это возможность хорошенько разобраться в делах собственных детей
Отпуск - это возможность хорошенько разобраться в делах собственных детей

В последние дни постоянно - да, вынужденно - беседую с разными "училищными" и "околоучилищными" людьми. И с теми, кто вершит абитуру, и с теми, кто просто привык везде совать свой нос и вставлять "содержательные" комментарии.

Все без исключения сходятся на том, что набор неимоверно крут: "шли ноздря в ноздрю", "рубка немаленькая", уровень победителей впечатляет. А вот разговорчики наподобие "Так их, так их!", "Пусть знают, на каких оборотах надобно пахать!", "Бой халтурщикам!" - о тех несчастных, что слегка под красной чертой, - пресекаю на корню. Стираю из всех чатов. Затыкаю уши.

Ибо мне жутко.

Ибо я - мама, и я знаю, ЧТО ИМЕННО, какая родительская мощь стоит за каждым соискателем. Вне зависимости от того, вписался он в заветные цифры "на бюджет" или же каплю недобрал.

С содроганием душевным выслушиваю лоснящееся "Мы приняли лучших из лучших". До боли знакомое суждение! С ним невозможно спорить. С ним не нужно спорить. Просто молчу и думаю.

"Не видать ему сцены..." - картинно восклицает далёкий от воспитания детей "судия", обозревая досадные промахи подростка-инструменталиста, нашего общего знакомого.

Из Москвы уходит поезд с девочкой, которой, в конечном итоге, не хватило пяти баллов - при максимальных четырёхстах за четыре экзамена. Я консультировала эту девочку, ещё в апреле. Она классная. Она настоящая. Верно, были заметны пробелы в подготовке, по отдельным пунктам. Девочка и её семья были аккуратно предупреждены.

А теперь поезд уходит. Надолго ли? На год? Или уже насовсем? Неизвестно. Не моего ума дело. Просто тошно.

Моё материнское сознание так устроено, что не может не примерять рождённых мною товарищей, ныне 12 и 10 лет, на место той опальной отъезжающей девочки. Девочки, которая больше никуда не хотела этим летом поступать, дабы "не предавать Мерзляковку". Девочка-то редкой вовлечённости, сколько ни тасуй циферки.

И нет же, я не призываю "брать всех", отнюдь. Это низвергло бы идею профильного образования. Отбор остро необходим - и, в первую очередь, в интересах самих абитуриентов. Учиться надо тому, что заведомо получается, - в чём заметен, за школьные годы, здоровый качественный рост. Подчеркну: нисколько не лёгкий, но ощутимый, "замотивированный" прогресс, во имя будущей реализации. А без реализации вообще грустно - и все разговоры мимо.

Но я смотрю на абитуру особыми глазами. Я вообще забываю в такие моменты, что я преподаватель многими любимой "Мерзляковки", да с приличным стажем, - что я периодически сижу на приёме, так же рисую баллы и (слава Богу, сообща с коллегами) выношу вердикты.

Когда я думаю о дочери и сыне - по своей тревожности я, закономерно, скатываюсь до уровня "просто мамы". Нет, не так... Я ещё тревожнее, гораздо тревожнее. Ибо я слишком информирована, и это есть боль моя неизбывная.

Несмотря на то, что дети у меня заведомо годные! Нина - предположительно, будущий теоретик, девочка с хорошей логикой и богатой речью - уже после пятого класса вполне спокойно осваивает фортепианные этюды, типичные для поступающих на данную специальность. Петра - исходно, флейтиста - вообще не пугает сольфеджио: человек споёт и расслышит любую сущность, стоит только ему показать, "а что вообще бывает". Разумные дети, организованные. Дельные.

Но тут, в "Мерзляковке", каждый июль носятся полчища "первых парней на деревне". И природно талантливых, и находчивых, и вышколенных разнообразными олимпиадами-конкурсами-фестивалями.

Всё должно сойтись в одной точке - и внутреннее достоинство, и крепкое здоровье, и дар свыше, и убедительный результат многолетнего тренажа. Из всего перечисленного, я лично - своей "властью" - могу гарантировать только тренаж. И я его гарантирую. За здоровье пытаюсь бороться. Идеального баланса, как мне видится, не знает никто.

Дар - субъективен. Ещё бывает настроение. Везение. Лёгкость. А бывает - наоборот...

Уважаемые родители, подготовившие наследников к успешному поступлению в музыкальные училища и спецшколы! Позвольте вам поклониться. Ваши вложения не всякому дано оценить. Они - величественны, кто понимает.

Пока в моём классе рассаживается группа из двенадцати "первачков", я успеваю ровно двенадцать раз о том самом подумать.

Переживая взросление собственных детей, педагог выходит на новый уровень мастерства и восприятия мира.

Я - скоро!