Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Клуб паровозоремонтного завода

У этого грандиозного для Уфы середины 30-х годов сооружения не обнаружен автор-архитектор. В пояснительной записке, которая вместе с чертежами хранится в архиве, сообщается, что проект позаимствован: одновременно такое же здание строилось на крупной станции Поворино в Воронежской области.

Клубное сооружение подобного масштаба было принято называть Дворцами или Домами культуры. Предшествовало их зарождению появление на рубеже XIX – XX веков Народных домов в разных уголках России. Их было выстроено немного, чуть более сотни. Привлекались, как правило, добровольные пожертвования богатых меценатов. Пример тому – Лиговский Народный дом в Петербурге, выстроенный на средства просветителя, мецената, общественного и политического деятеля графини Паниной. Еще один пример: построенный к 1914 году Аксаковский Народный дом в Уфе на собранные по подписке средства по всей губернии и за ее пределами.

В императорской России власти практически не участвовали в сооружении Народных домов, но и не препятствовали этому. Общественная инициатива предопределила и основные функциональные требования к открываемым учреждениям. Составными частями, как правило, становились театральная часть (зрительный зал с фойе и буфетом), лекционная аудитория, библиотека с читальным залом и книгохранением. Непременное требование к подобным проектам – обеспечение хорошей изоляции этих трех частей.

-2

Архитектура общественных зданий всегда чутко реагирует на перемены социального строя. Меняется предназначение сооружений, их функциональная ориентация. Строившиеся в 30-е годы Дома культуры в первую очередь предназначались для проведения митингов и собраний, а также организации спектаклей, концертов, литературных чтений, размещения выставок и музеев, читальных залов для работ с газетой, журналом, книгой и даже «пролетарских университетов», проведения занятий спортом, организации работы с детьми, кружков ликвидации неграмотности, обществ по изучению серьезных вопросов, научно-технического конструирования, повышения квалификации рабочих.

Все это требовало постройки не просто больших по вместимости сооружений, но прежде всего отражения в проекте каждого здания его функционального предназначения. Элементам торжественности и высокого эстетического оформления при этом отводилось особое место.

Дом культуры паровозоремонтного завода был рассчитан на обслуживание населения целого района Уфы, а не только работников предприятия. Он был выстроен в середине 30-х годов (проект постройки утвержден в 1935 году). Расположение нового учреждения культуры свидетельствовало о его культурно-организаторском предназначении. На берегу Солдатского озера в жилой зоне у границы детского парка выросло сооружение строгих и четких очертаний. Берег озера заставил выстроить фасад здания обращенным к дворовой части территории, лишь торец здания был обращен к улице К. Маркса. Компенсировалась эта вынужденная композиция торжественно – парадной отделкой всего комплекса: ровные белые стены были прорезаны большими примерно одинаковыми по высоте и ширине окнами на всех этажах.

Особый элемент торжественности в интерьере здания – широкая парадная лестница при входе на первый этаж. Далее планировка здания подтвердила требования к его функциональному назначению. Коридоры, открывающиеся в обе стороны двери кабинетов подчеркивали многопрофильность функционирования Дома культуры. На втором этаже – просторное фойе, пространство которого повторилось в примыкающем двухсветном зале для проведения массовых мероприятий.

-3

Зал для театральных постановок и массовых торжеств особой важности должен был строиться в непосредственной близости. К сожалению, проект этот не был реализован. В послевоенные годы от него полностью отказались, территория ныне застроена жилыми домами.

В конструкцию здания был гармонично привнесен индустриальный мотив. Перпендикулярно к основному корпусу примыкает спортивный зал. В его наружной отделке присутствуют «машинные» формы, романтическое истолкование техники в качестве особого символа, связанного с профессиональным трудом железнодорожников. Контуры паровоза легко улавливаются во внешнем рисунке корпуса спортивного зала, что должно было, по замыслу архитекторов, подчеркнуть место сосредоточения промышленно-технического прогресса. Акцентирование темы технического прогресса при постройке Дворца сегодня воспринимается фетишизацией инженерных конструкций. Но не следует забывать, что в этом проявился поиск средств выразительности при сооружении здания общественного предназначения, своеобразного памятника эпохи.

Радмир ЯНГИРОВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!