В комментариях к недавней статье об университетах, основанных испанцами в колониях Нового Света, возникли вопросы насчёт доступа к таковым для индейцев. Всё-таки придётся написать пост об этом, хотя скажу сразу: люди, которые меня давно читают и знакомы с многочисленными материалами что по реалиям Конкисты, что по нюансам образования той эпохи, нового узнают немного. Всё это уже так или иначе обсуждалось много раз. Но новые читатели приходят, так что...
Я могу, конечно, дать предельно простой и короткий ответ: в принципе доступ был, индейцы в университетах учились, хотя их и было мало (зато креолов разной степени индейского происхождения — конечно, полно). Однако этот ответ по сути бессмысленный, потому что есть очень много нюансов, которые надо понимать — а кто не читает меня давно, тот почти наверняка не понимает. Так что теперь пойдём по деталям.
Для начала самое банальное — нам сразу придётся практически исключить университеты на островах Эспаньола (Гаити) и Куба, потому что там индейцев, увы, ещё после начального этапа колонизации почти не осталось. Это три учебных заведения из 25 (19, если говорить об основанных в XVI–XVII веках, а не в XVIII). Не встречал точной информации, но сомневаюсь, что там учился кто-то, кроме испанцев.
С остальными разбираемся дальше.
Университеты, как вы могли заметить из картинки в том посте, возникать начали с середины XVI века, то есть спустя уже более полувека колонизации. А это момент, когда на хорошо освоенных землях уже довольно сложно провести границу между испанцами и индейцами — в силу огромного числа смешанных браков и широкой практики признания законными внебрачных детей от индианок метисация населения уже стала очень сильной, пара поколений уже успела вырасти. Об этом с разных углов в по соответствующим тегам рассказано очень много раз. Плюс, естественно, уже христианизирован огромный процент — тут мы переходим к другому моменту, что освещался в паблике многократно и очень подробно.
Итак, как я годами не устаю пояснять, религиозно испанцы были крайне нетерпимы (хотя и тут есть нюансы), однако это имело и обратный эффект — католик крайне легко становился своим. Будь он хоть немцем, хоть греком, хоть негром. И индейцем, понятно, тоже. Более того — Карл V прямо задекларировал, что индейцы — это такие же его подданные, как и все остальные. В плане этническом испанцы отличались завидной для своей эпохи толерантность, что вовсе не удивительно: они ведь сами вот только-только собрались в единую страну, сама метрополия в этнокультурном плане ну очень пёстрая. При том за океаном как раз дофига басков и тех же крещёных евреев.
В общем, вопрос интеграции был завязан именно на религию, а как всё это в целом происходило — смотрите по тегу, много материалов. То есть по сути к обсуждаемому времени индейцы мало в чём могли бы ограничены просто потому, что они индейцы (естественно, частности случаются всякие, но мы-то пытаемся отследить общий тренд).
Однако и тут важно понимать кое-что. Индейцы и многочисленные потомки индейцев уже в помеси с европейцами — это ведь далеко не однородная масса людей.
То есть с одной стороны мы имеем широкие слои населения, работающие на земле. С попаданием в университет у них всё не лучше и не хуже, чем у таких же крестьян в Европе. Ну то есть, сами понимаете: в принципе реально (мы ещё к этому вернёмся), на практике это случаи единичные.
С другой — есть ведь и элиты туземного общества. Условно говоря, люди вроде ставших в итоге испанскими герцогами (sic!) потомков Монтесумы II или Инки Гарсиласо де ла Вега — вот интеллигент с матерью-индианкой, только и мать эта была далеко не дикаркой из сельвы, а женщиной очень высокого среди инков положения.
Ну а что вы думали — у индейцев с этим не так же, как у всех остальных?..
С третьей, как водится, есть некая средняя прослойка, где уже кому как по итогу повезёт. Потому как да, Хуану Вальенте (ссылка выше) высоко в обществе конкистадоров взлететь не помешало то, что он вообще был негром-рабом, а даже не индейцем в энкомьенде. Естественно, подобных людей мало. Но в то же время и нельзя сказать, что их не было.
Вспомним теперь про законы — я рассказывал и про Бургосские, и про более поздние. Собственно говоря, уже документ 1512 в своей 9-й статье прямо говорит об образовании (вообще, не высшем пока, конечно) для индейцев:
"Кроме того, мы приказываем и повелеваем, чтобы тот, у кого пятьдесят индейцев или более в энкомьенде, был обязан дать мальчика (того, которого он считает наиболее способным) научить читать и писать, а также нашей вере, чтобы он позже мог научить других (...) И поскольку мы проинформированы о том, что некоторые люди используют индийских мальчиков в качестве пажей, мы приказываем, чтобы лицо, которое это делает, было обязано научить их читать и писать, и все остальное, что было предписано выше; и если он не сделает этого, мальчики будут отобраны у него и переданы другому" (с)
Это 1512, подчеркну, об университетах с середины века и далее речь пока не идёт — но уже тут вменяется в обязанность одного из 50 детей отправлять учиться (а для энкомендеро — обеспечить такую возможность), причём с прицелом на то, чтобы этот индеец далее сам смог преподавать своим.
Ибо вы же понимаете, учителей в 1512 году на всех не напасёшься. Пока тут речь только про грамоту и основы христианства, само собой, но это уже обозначение общего курса и подготовка дальнейшего. Впрочем, про само по себе высшее образование тоже важно понимать кое-что.
Ведь и в Европе университеты пока вообще не такие, как сегодня. Пока что высшее образование бывает трёх видов: юридическое, богословское и медицинское (факультет выбирается после общего изучения базовых наук). То есть не готовят пока в вузах инженеров или, скажем, экономистов. Так что это не как сейчас — приходишь куда угодно устраиваться, а от тебя ждут диплома. Это пока такая вещь, которая в целом нужна далеко не всем и не для всего.
Кстати, ещё один ценз... не везде и не всегда, но всё-таки основной язык в этих университетах — латынь, которую надо изучить заранее. Тут мы и видим опять классическую схему церковного соцлифта, только модифицированную: проявил себя кто-то из тех обучаемых детей в глазах миссионеров — возможности у него открываются. С другой стороны, латынью этой владеют, мягко говоря, далеко не все конкистадоры.
Это всё очень по верхам и без массы деталей — просто для самого общего на вопрос взгляда. Если вам реально интересно разобраться, то читайте посты по тегам — информации в паблике море.
Ну и напоследок добавлю ещё кое-что традиционное. К теме образовательных учреждений (будь то университеты или школы) в колониях вечно кто-то пытается задать каверзный, якобы, вопрос — мол, сколько этих школ было для местных построено европейцами? А? А?! Ааа?!
Только вот ответ на него обычно (не без некоторых исключений, конечно) очень простой и одинаковый: что в Новом Свете, что в других регионах. Сколько же учебных заведений колонисты построили для туземцев? Ровно 100% тех, которыми эти туземцы когда-либо пользовались. Сравнение ситуации "системы образования просто нет" с "она есть, но нюансы имеются" мне лично видится вполне очевидным. То же самое касается больниц, скажем.
В этом месте, конечно, сразу прибегает какой-нибудь дурачок — который сидит в квартире с центральным отоплением и водопроводом, получил сам образование за счёт государства и обладает доступом к интернету. В который может написать, сколь же сомнительной ценностью видит прогресс и цивилизацию.
Хорошо бы, конечно, отправлять таких хотя бы на полгодика в какой-нибудь скит, но что поделаешь...
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или по тегу #миллеркат