Количество человек на нашей планете безудержно растет, а вместе с ним увеличивается потребление энергии. При этом разведанных запасов нефти и газа хватит приблизительно на 50 лет, а угля на 100 лет. Доля генерации чистой энергии в мире из возобновляемых источников и ядерной энергетики составляет не более 24%.
В связи с этими обстоятельствами сегодня на дорогах все больше появляется электромобилей, которые имеют массу преимуществ перед авто с традиционными двигателями внутреннего сгорания: динамика разгона, снижение эксплуатационных затрат, повышенная надежность, экологичность. На последний пункт стоит обратить особое внимание, он является весьма спорным, так как основная масса генерации электроэнергии по-прежнему осуществляется из углеводородов. Не стоит забывать об утилизации отработавших аккумуляторов, являющихся очень токсичными. Вдобавок зарядка аккумулятора является продолжительным по времени мероприятием, что не позволит использовать электрички массово в мегаполисах. В районах с многоэтажной застройкой зачастую припарковаться не где, не говоря уже о подведении гигаватных мощностей. Наиболее вероятный путь разрешения этих противоречий - это использование водорода в качестве топлива для электромобилей. В отличии от традиционного электромобиля, электроэнергия поступает не из розетки, а в ходе химической реакции с водородом. Бак авто заправляют сжатым водородом, который поступает в мини реактор, где мембрана разделяет камеры с анодом и катодом. В первую поступает водород, а во вторую кислород из воздуха. Электроды мембраны покрываются слоем катализатора (как правило платиной или паладием), в результате чего водород начинает отдавать электроны. В это время через мембрану к катоду проходят протоны. Они соединяются с электронами и на выходе образуют дистиллированную воду и электричество.
Емкость водородного аккумулятора в десять раз больше емкости литий-ионного. Баллон с 5 кг водорода заправляется около 3 минут, его хватает до 500 км, что сопоставимо с автомобилями, обладающими двигателями внутреннего сгорания. Помимо автомобилей водород можно использовать в качестве топлива для поездов, кораблей и летательных аппаратов, генерации электроэнергии для зданий. Основной недостаток водорода на данный момент его относительно высокая стоимость, которую в дальнейшем возможно снизить по мере создания новых генерирующих мощностей.
Правительство России 05.08.2021 приняло распоряжение согласно которого утверждена концепция развития водородной энергетики. В ней говорится, что в качестве приоритетных направлений рассматривается производство водорода методом электролиза воды на базе атомных электростанций, гидроэлектростанций и электроэнергии энергосистемы при условии обеспечения соответствующего углеродного следа, а также на базе мощностей возобновляемых источников энергии в тех регионах, где себестоимость производимого на базе таких источников водорода является конкурентоспособной.
Российская Федерация обладает значительными конкурентными преимуществами для производства и экспорта водорода по сравнению с другими странами. К основным конкурентным преимуществам при производстве и потенциальном экспорте водорода относятся следующие:
- наличие недозагруженных генерирующих мощностей в Единой энергетической системе, а также возможность строительства новых генерирующих объектов низкоуглеродной энергетики (атомные электростанции, гидроэлектростанции, возобновляемые источники энергии);
- значительный опыт применения в промышленности технологий паровой конверсии метана и электролиза (нефтепереработка, химическая промышленность, электростанции);
- развитая научно-техническая база, особенно в области технологий производства водорода из ископаемого сырья, атомной энергетики, электролиза воды и топливных элементов; -
- выгодное географическое положение, открывающее возможность для формирования цепочек поставки водорода в крупнейшие прогнозируемые центры его потребления в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе со сравнительно коротким логистическим плечом.
Основными компаниями для реализации данной концепции правительством определены Росатом и Газпром. Очевидно что при положительных тенденциях развития отрасли производства водорода в выигрыше окажутся такие компании как Газпром, РусГидро, ИнтерРАО. Не стоит забывать, что для производства катализаторов потребуется значительное количество палладия и платины производимых Норникелем. Вдобавок все эти компании относятся к дивидендным историям, поэтому заслуживают места в портфеле на стратегическую перспективу.
Все материалы, приведенные в статье, являются сугубо личным мнением автора. Не являются индивидуальной инвестиционной рекомендацией, автор не несет ответственности за достоверность представленного материала, а также за действия или бездействие третьих лиц.