В Музее Актуального Реализма завершается выставка «Евгений Добровинский: 50 лет в плакате». За несколько дней до окончания выставки в Тольятти приехал сам мастер и провел встречу со зрителями, на которой рассказал и показал много интересного. Многих волновал вопрос: как рождается замысел плаката, как приходит та или иная идея, что является толчком. Художник ответил на эти вопросы, рассказав конкретные истории создания того или иного плаката.
«Главная задача, - сформулировал Добровинский, - сказать кратко, емко и точно о многом.
"В основе плаката лежит либо рисунок, либо шрифт. Только на первый взгляд, - считает художник, - шрифтовой плакат создать легче, чем построенный на использовании рисованного изображения. На самом деле шрифтовая форма не носит описательного характера, через нее выражается не содержание спектакля, а его стиль. Он должен чем-то зацепить, привлечь внимание, удивить, - этого достаточно. И не обязательно зрителю знать и понимать все о спектакле заранее. А вот когда он увидит спектакль и сопоставит с ним плакат, ему все станет ясно".
Евгений Максович привел в пример плакат «Король Лир» (точнее, режиссер поставил слова в названии в ином порядке: «Лир король», и в плакате это нашло свое отражение). «Художник Бархин, - рассказал Добровинский¸- сделал этот спектакль очень современным – никаких старинных интерьеров и обтягивающих панталон. Все оформление выдержано в остром сочетании черного и желтого, что воспринимается очень актуально. И именно в этих тонах я выполнил и плакат. И именно исходя из решений художника-постановщика я сделал плакат шрифтовым".
На выставке много и иных примеров – когда в основе плаката лежит рисованный образ. Таким является, например, плакат «Здравствуйте, господин де Мопассан».
Художник рассказал, что изначально он воспринимал писателя Мопассана как автора различных любовных историй, по большей части романтических и пикантных. Но спектакль был совсем о другом Мопассане и о другой истории – очень трагической: когда люди одновременно и любят друг друга, и ненавидят, не могут ни разойтись, ни быть вместе. Такая болезненная зависимость друг от друга.
«Поскольку история трагическая, я решил сделать плакат черно-белым, - рассказывает автор. - На нем женская фигура буквально входит в мужское лицо, в его голову. И именно благодаря этому лицо мужчины и становится лицом. И мужской профиль, и женская фигура абсолютно похожи на артистов, играющих главные роли. Женщину играла прекрасная Ольга Остроумова, а актер, игравший мужчину, - он был двухметрового роста, с большой головой, абсолютно безволосой. Я их фотографировал, делал зарисовки. А затем просто вдвинул их изображения одно в другое. Думаю, что идея спектакля здесь выражена достаточно точно. Наверное, не случайно плакат получил множество всяких премий и наград».
Свои рассказы о том, как рождаются идеи и образы плакатов, Евгений Максович проиллюстрировал строчкой Ахматовой «когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» И добавил, что в период работы над плакатом 90% времени занимает «обдумывание и размышление» и лишь 10% собственно работа над изображением. «Думаю я, - добавил мастер, - в одиночестве, в своей мастерской, зачастую просто валяясь на диване с маленькой записной книжкой или даже вовсе без нее».