Найти тему
Parnas on-line gallery

Мария Магдалина – важный символ тамплиеров.

Карло Дольчи «Кающаяся Магдалина» (1670)
Карло Дольчи «Кающаяся Магдалина» (1670)

Мария Магдалина – она же самая известная библейская блудница является одним из важнейших персонажей христианского искусства.

История, как из нее изгнали бесов, после чего она стала верной приспешницей Христа широко известна. Однако есть у нее и альтернативная роль в культуре, тесно связанная с движением тамплиеров и их многочисленными тайнами.

«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения в Италии» Александр Иванов
«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения в Италии» Александр Иванов

Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной Церковью того, что она и была той безымянной женщиной, которая омыла ноги Иисуса миром.

«…И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром…» (Лук. 7:37-38).

Карло Кривелли. «Мария Магдалина», ок. 1480
Карло Кривелли. «Мария Магдалина», ок. 1480

Другая версия гласит, что девушка вовсе не была блудницей, а представительницей знатного рода и в последствии невестой Христа.

Эти теории можно считать околонаучными, однако то, что связь искусства и религии и необъясненная роль Магдалины (которая, якобы, была больше чем приспешницей господней) существует отрицать нельзя.

Тициан "Кающаяся Мария Магдалина"
Тициан "Кающаяся Мария Магдалина"

Много замечательных сюжетных картин написано с Марией Магдалиной в центре сюжета. И, конечно, особенное изящество сюжет получил в эпоху Ренессанса. На картине Доменико Тинторетто "Кающаяся Магдалина" бывшая блудница показана молящейся, со спокойным одухотворенным лицом.

Кающаяся Магдалина 1598―1602. Доменико Тинторетто
Кающаяся Магдалина 1598―1602. Доменико Тинторетто

Картина сама по себе полна символами. Так в левой части лик Магдалины освещает вышедшее из-за облаков солнца, тогда как в правой части еще лунная ночь, но все ее (ночи) пороки Магдалина оставила позади. Такая композиция может служить метафорой, как блудница, живущая и работающая в ночи, отринула старое и обернулась к вере и Христу.

Характерный полумесяц с рожками, направленными вверх может расцениваться как символ темной силы, порабощающей человеческую душу. Но в учении тамплиеров это был весьма распространенный символ, который они часто использовали, он даже значился на печати.

«Дева Святого Грааля» Данте Габриэля Россетти, 1874 г.
«Дева Святого Грааля» Данте Габриэля Россетти, 1874 г.

Тут же приживается гипотеза о том, что Магдалина была непростой женщиной, а супругой Христа и матерью его наследников.

Размышлять о ее роли в библейской истории можно долго, но гораздо более понятная и интересная ее позиция – образа произведений изобразительного искусства, где можно проследить отношение того или иного художника к перечисленным теориям относительно Марии.