Мария Магдалина – она же самая известная библейская блудница является одним из важнейших персонажей христианского искусства.
История, как из нее изгнали бесов, после чего она стала верной приспешницей Христа широко известна. Однако есть у нее и альтернативная роль в культуре, тесно связанная с движением тамплиеров и их многочисленными тайнами.
Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной Церковью того, что она и была той безымянной женщиной, которая омыла ноги Иисуса миром.
«…И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром…» (Лук. 7:37-38).
Другая версия гласит, что девушка вовсе не была блудницей, а представительницей знатного рода и в последствии невестой Христа.
Эти теории можно считать околонаучными, однако то, что связь искусства и религии и необъясненная роль Магдалины (которая, якобы, была больше чем приспешницей господней) существует отрицать нельзя.
Много замечательных сюжетных картин написано с Марией Магдалиной в центре сюжета. И, конечно, особенное изящество сюжет получил в эпоху Ренессанса. На картине Доменико Тинторетто "Кающаяся Магдалина" бывшая блудница показана молящейся, со спокойным одухотворенным лицом.
Картина сама по себе полна символами. Так в левой части лик Магдалины освещает вышедшее из-за облаков солнца, тогда как в правой части еще лунная ночь, но все ее (ночи) пороки Магдалина оставила позади. Такая композиция может служить метафорой, как блудница, живущая и работающая в ночи, отринула старое и обернулась к вере и Христу.
Характерный полумесяц с рожками, направленными вверх может расцениваться как символ темной силы, порабощающей человеческую душу. Но в учении тамплиеров это был весьма распространенный символ, который они часто использовали, он даже значился на печати.
Тут же приживается гипотеза о том, что Магдалина была непростой женщиной, а супругой Христа и матерью его наследников.