Найти тему
Перо акулы

Подхалимаж или дипломатия. Почему это не всем дано и стоит ли учиться?

Оглавление
Анатолию Ефремовичу было не дано
Анатолию Ефремовичу было не дано

В нашей стране подхалимов не любят и даже презирают, но парадоксально, что при этом уже не одну сотню лет во властных структурах царит лизоблюдство и тотальное чинопочитание. Людей с независимым характером, которые не оглядываются на авторитеты и говорят всё, что думают, могут до поры до времени терпеть на каких-то высоких должностях, но либо за очень большой талант, либо за сильные связи и заслуги прошлого. При любом удобном случае от них спешат избавиться. Не зря же есть российская поговорка "Незаменимых людей нет".

Умение подстроиться под обстоятельства, под характер и вкусы руководства приносит в жизни куда больше дивидендов людям и без особых талантов, позволяет им находиться на плаву при любом раскладе. Все эти качества и навыки, впрочем, можно назвать куда более приятным словом "дипломатия". На мой взгляд, именно дипломатией стоит овладеть любому человеку, который хочет добиться в жизни чего-то большего, построить успешную карьеру и получить признание в обществе.

Чем отличается подхалимство от дипломатии?

Желание услужить, сделать приятное своему боссу или просто властному человеку, возведение его на пьедестал (а себя принижение), постоянная лесть - это всё подхалимство. Оно бывает очень топорным, а бывает тонким в зависимости от профессионализма подхалима. Мне иногда кажется, что некоторые впитывают это с молоком матери и им не составляет труда сделать блестящую карьеру, благодаря маленьким деталям. Например, такие люди, узнав, что их руководитель по происхождению еврей, поставят на мелодию звонка своего мобильного еврейскую музыку, начнут одеваться с ног до головы в магазине одежды его жены и постоянно смеяться громче всех над его шутками.

-2

Дипломатия - вещь немного другого рода, хотя тоже подразумевает выстривание более тонких связей. В дипломатии в отличии от подхалимства вы не наступаете себе на горло в отношениях и не лезете с комлиментами, а стараетесь любую ситуацию превратить в win - win. Проще говоря, вы следите, чтобы ваш партнёр, коллега, босс чувствовал себя комфортно рядом с вами и знал, что вы подставите плечо в нужный момент. Вы избегаете конфликтных ситуаций и не позволяете эмоциям влиять на работу. Эмпатия, умения чувствовать настроение человека - тоже важная черта дипломатии. На западе про это написан не один десяток статей.

В книге известного и немного одиозного российского адвоката Александра Добровинского я как-то прочитала очень ценный совет, который не раз нарушала в своей карьере. Он заключается в том, чтобы никогда не ставить ваших коллег и руководство в неловкое положение, особенно в публичных переговорах. Добровинский привёл в своей книге шикарный случай из жизни:

И вот мой грузинский клиент задает вопрос, который имеет прямое отношение к процессуальной особенности английского судопроизводства. А мне не очень удобно признаться, что я ни ухом ни рылом не разбираюсь в этом вопросе. Но с достоинством говорю: «Это должно быть так-то и так-то» — и начинаю логически рассуждать, как это может быть. И тут вдруг понимаю, что меня уносит совершенно не туда. И автоматически, для поддержания беседы, обращаюсь к девушке, которая сидит рядом и с которой познакомился буквально вчера: «Наталья, как вы думаете, я прав или нет?» Она отвечает: «Александр Андреевич, вы абсолютно правы. Я лишь хотела бы добавить маленький нюанс» — и потом рассказала все с точностью до наоборот, но это прошло настолько незаметно, настолько красиво, что я просто влюбился в этого человека и она стала главой нашей дочерней компании. "Переговоры как искусство"

А вы встречали подхалимов в своей жизни?

Почему свобода важнее стабильности, или как увольняют даже из «надёжных» мест

Жулики или благодетели? Почему малый бизнес не выгоден власти

Три признака, что вы слишком умны для своей работы