- Ой, нет… Извини, Анечка, ничем помочь не могу. У самой уже денег нет совсем. Нам нужно купить микроволновку, старая сломалась, а сейчас нужно еще продукты покупать...
Прижав плечом ухо к телефону Валя мешала жаренную картошку. Она начала подробно объяснять подруге, почему не может дать небольшую сумму, но тут из комнаты раздался требовательный голос мужа:
- Валюха! Неси жрать быстрее! Что ты там треплешься!
Но, просто прекратить разговор было неловко и перехватив сковороду, продолжая извиняться, Валя рванула в гостиную:
- Ой, Миш, прости. Это Аня звонила, денег хотела одолжить, а ведь у нас и самих не хватает, я ей вот и объясняю, что…
- Да что ты вечно перед всеми оправдываешься! Лучше бы за мужем смотрела и ужин вовремя делала! Полчаса жду!
- Ну Миша, я и так стараюсь. Надо же ответить ей, неудобно-же! Сейчас всё будет… - оправдания продолжились, только теперь перед мужем.
Что делать, этот способ общения с окружающими она твердо освоила с детства - мама требовала отчета за каждое действие:
- Почему сидишь, уроки не делаешь?
- Почему не убираешь комнату?
- Почему четверка, а не пятерка?
- Зачем глаза накрасила…
Вот к последнему особенно - мама была уверена, что любое отклонение в поведении дочки отразится на её моральном облике. Да, у Вали была старшая сестра, но так как она была намного старше и рано уехала учиться и вся сила родительского внимания свалилась на Валюшку. Мама не отпускала её от себя ни на шаг и требовала отчетности за каждый момент жизни без неё. А чтобы уж наверняка, даже устроилась работать в школу, где училась дочка.
Когда Валя вышла замуж - ничего не изменилось - мама бдила каждый шаг молодых.
Даже спустя десяток лет после смерти матери осталось постоянное ощущение всевидящего ока, перед которым нужно объяснять каждый шаг. Только теперь роль "всевидящего ока" занял муж.
Который до этого злился на доминирующую тёщу и которого теперь парадоксальным образом, дико раздражает вечно оправдывающаяся перед всеми жена.
Виноватинг - всегда палка о двух концах и даже я, общаясь с Валентиной порой ловлю себя на том, что мой тон сползает на поучающий.
Она оправдывается даже тогда, когда нет видимых причин. Даже в самом обычном общении, из неё потоком льются неотрефлексированные ситуации:
- Почему на ужин у неё не самодельные пироги с котлетами, а картошка;
- Почему терпит, если муж пьёт и скандалит;
- Почему работает на малооплачиваемой работе;
- Почему на огороде недополола две грядки;
- Почему в выходные позволяет себе спать до 10 часов...
И еще сотня ситуаций, за которые ей постоянно стыдно и неловко, даже если всем вокруг на них откровенно наплевать.
В ответ, у окружающих просыпается желание поучить “вечновиноватую” жизни - не просто же так она распинается? И они встают на родительскую позицию, уча жизни бедолагу. В ответ - желание еще больше защищаться и закрываться. Итак - замкнутый круг оправданий и осуждений…
Почему ещё окружающие так легко встают на роль обвиняющих?
- Это самая действенная манипуляция. Вина влечет за собой ожидания наказания или искупления. А это огромный пласт для манипулятора. В случае Валентины, мама прибегала к ней, для контроля над детьми. Теперь сценарий, не меняясь, перешёл в другое русло.
- Обвинения - повод почувствовать собственную власть. И если рядом живет потенциальный абьюзер, это питательная почва для него.
- Оправдывающийся человек вызывает подозрение в неискренности. Поэтому даже у адекватного человека зарождаются сомнения.
Понаблюдайте за собой - если вы постоянно ловите себя на подобной рефлексии - это знак низкой самооценки, вовлекающий вас в порочный круг. Благо, на свете есть миллион причин завиноватить кого угодно.
Единственный способ прервать эту карусель не самооправдания, а наоборот - абстрагирование. Нужно учиться спокойно относиться к тому, что иногда вам нужно спать до 10 утра.
Рассказ о том, к чему это может привести.
Обсуждаем, чувство вины "Не таких детей"
Подписывайтесь на Телеграм-канал - там больше науки и обсуждений