Китай – особая, самобытная, тысячелетиями развивавшаяся вне контакта с ближневосточно-европейскими культурами цивилизация. Что, по идее, не освобождает историю этой страны от необходимости подчиняться неким общим закономерностям. У китайцев, однако же, идеи были свои – в высшей степени оригинальные. Так что, дюжину веков – с VIII по начало XIX столетия – Китаем правили учёные, организованные в академию Ханьлинь. Академия объединяла функции правительства, учебного заведения, библиотеки и творческой лаборатории – поэзия и живопись также относились к её компетенции. Результатом же её деятельности стало появление уникального принципа формирования государственного аппарата. Должности в Китае не наследовались, не покупались, не были выборными и даже в общем случае не выслуживались. Назначение чиновников зависело от результатов экзаменов (считая предметы обязательные) на знание древней поэзии и философских трактатов. Проявившие себя наилучшим образом соискатели при этом не направлялись руково