При изучении кобудо и кобудзюцу (японских классических боевых искусств) одним из наиболее интригующих вопросов является передача и преемственность различных боевых традиций через сокэ или иэмото (директора или преемника рю). Современные боевые пути, формы "до", как правило, не следуют тем же схемам технической или культурной передачи, и людям за пределами Японии не легко понять, как классические традиции передавались из поколения в поколение. Даже многие современные японцы находятся в замешательстве, несмотря на их часто исповедуемую веру в общее знание или практический смысл, якобы универсальный для японцев (дзёсики).
Необходимо начать с понимания того, как происходило наследование главенства в корю в прошлом. Наиболее важными методами были иси содэн (полная передача техник и принципов рю наследнику по крови) и юйдзю итинин (передача всех секретов рю одному назначенному наследнику, не являющемуся членом семьи). Передача школы таким образом, ограничивая доступ к техникам и принципам высшего уровня преемнику и нескольким избранным ученикам, служила для поддержания престижа рю и защиты авторитета директора. В большинстве случаев существовало строгое ограничение на количество людей (обычно, только один, редко больше), которые могли получить эти особые учения и техники. Чтобы доказать, что человек является законным преемником, он мог получить специальную лицензию, подтверждающую его вступление в школу, дэнсё (свитки, содержащие наиболее важные технические принципы и эзотерические вопросы школы) и, возможно, меч, копье или другое оружие, имеющее особое значение для рю. Даже если кто-то имел менкё кайдэн (высший уровень технической лицензии) или его эквивалент, без этих эмблем или символов он не был бы признан законным преемником. Отчасти это объясняется тем, что с годами было много людей, получивших менкё, и необходимо было различать полностью квалифицированных представителей рю, их лицензированных учителей и законных глав традиции. Ситуация осложняется еще и тем, что иногда практикуется разделение должностей директора и учителя в случае, если номинальный глава школы не практикует или не может практиковать искусство. Несколько старейших боевых традиций Японии, дошедших до наших дней, сейчас находятся в таком положении, когда это стало необходимым.
В принципе, дэнсё передавались напрямую, от директора школы к его ученикам и студентам. Было принято перечислять родословную учителей, чтобы можно было с первого взгляда определить, учился ли человек в основных направлениях традиции или в побочной ветви (байкей). Кроме того, для подтверждения подлинности такого удостоверения принято скреплять его личной печатью учителя и/или директора школы. В некоторых традициях может существовать одна или несколько специальных печатей, уникальных для рю, которые также должны быть проставлены, чтобы лицензия считалась подлинной. Примером может служить лицензия, которую Морихей Уэсиба, как говорят, получил в 1908 году по искусству Ягю Синган-рю дзюдзюцу от Масакацу Накаи. Я не изучал этот свиток лично, но директор филиала Ягю Синган-рю, в котором учился Уэсиба, смог осмотреть его, и он сказал мне, что на удостоверении отсутствует заверяющая печать над именем учителя. Трудно определить, что означает отсутствие этой печати в отношении данного конкретного дэнсё, поскольку очень маловероятно, что оно было сфабриковано, но, тем не менее, это создает проблему для ученых и представителей кобудо в попытке определить, каковы были технические предшественники Уэсибы.
Авторитет директора зависит от его способности правильно передать физические техники и принципы, характерные для данной школы. В некоторых случаях одно или несколько рю могут стать аффилированными с "главной" школой или войти в ее состав в силу исторических обстоятельств. Например, Синто Мусо-рю является одной из старейших традиций дзёдзюцу (боя на палках). Многие ее представители (особенно те, кто изучает модифицированную версию этого искусства, известную как дзёдо) изучают только палку. Однако те, кто интересуется полным спектром этой традиции, могут также изучать ряд смежных искусств: Учида-рю тандзёдзюцу (искусство короткой палки), Синто-рю кэндзюцу (фехтование), Исин-рю кусаригамадзюцу (искусство цепи и серпа), Иккаку-рю дзюттэдзюцу (искусство владения дубинкой) и Иттацу-рю ходзюцу (искусство связывания). Студенты Ягю Синкагэ-рю, известной школы фехтования и стратегии, также могут изучать Ягю Сейго-рю баттодзюцу (искусство выхватывания меча) и набор техник с палками, известный как "Дзюбэй-но дзё". Мухи Мутеки-рю, еще одна школа дзюдзюцу, включает в свою программу практику Ига-рюха Кацусин-рю дзюдзюцу. Отдельная лицензия может выдаваться или не выдаваться в некоторых или всех этих вспомогательных системах, в зависимости от обычной практики основной школы.
Поскольку авторитет главы школы является абсолютным в рамках рю, необходимо, чтобы выбранный им человек обладал высочайшим уровнем технических навыков и личных качеств. Выбор преемника рю, теоретически, всегда ограничивался таким выдающимся кандидатом. Однако с годами обстоятельства в конкретном рю менялись, и выбрать кого-то, кто отвечал бы идеалам личных способностей и знаний, было не всегда возможно. Иногда сыновья иэмото не могли тренироваться из-за ограниченных физических возможностей, болезни, травмы или даже смерти в бою. В других случаях детей мужского пола могло не быть вообще. В таких ситуациях отсутствие подходящего человека иногда решалось путем принятия выдающегося ученика в качестве наследника (как в случае, когда Киёси Накакура был назван наследником Морихея Уэсибы после его женитьбы на дочери Уэсибы, Мацуко; Накакура получил имя Морихиро и был принят в семью Уэсибы, пока он и Мацуко не развелись несколько лет спустя). Другим решением могло бы стать сотрудничество старших учеников с директором, чтобы сохранить техническую жизнеспособность и социальное положение рю. Даже если кто-то из этих людей был более квалифицированным, чем директор, сокэ всегда считался высшей фигурой легитимности, и посягательство на его авторитет никогда не допускалось. Такой порядок вещей строго соблюдался до конца правления сёгуната Токугава. Период Мэйдзи был временем стремительной вестернизации, когда многие традиционные японские искусства и обычаи были отброшены в пользу более современных. Дан-и (технические звания) и сёго (звания преподавателей) можно было получить в гораздо более короткие сроки, чем лицензии, выдаваемые сокэ в классической традиции, и они стали более высоко цениться. Развитие национальных организаций гэндай будо (современные боевые пути) способствовало дальнейшему ослаблению популярности и общего признания классических боевых искусств. Фактически, только благодаря постоянным усилиям нескольких упрямых, преданных своему делу людей и таких организаций, как Нихон Кобудо Синкокай и Нихон Кобудо Кёкай, кобудо рю удалось сохранить себя перед лицом всех социальных и экономических трудностей современной эпохи. Для тех из нас, кто изучает современные системы, важно внимательно присмотреться к классическим традициям, чтобы не потерять их вековую мудрость и ценнейший опыт.
________________________
Автор статьи - Мейк Скосс.
Перевод и редакция - Станислав Копин.