Норвежский фильм «Мёртвое озеро» (1958) по-своему уникальный. Он не только опередил время в части сюжетных формул, но и может уверенно быть отнесен к числу первых прото-слэшеров (то есть фильмов об иррациональных маньяках), уступая по времени выхода «Винтовой лестнице» (1946) Роберта Сьодмака, но в то же самое время опережая «Кровавый залив» (1971) Марио Бова.
В настоящее время история про то, как компания людей направляется в глухое место, дабы хорошо провести отдых, но в итоге всё оборачивается форменным кошмаром, стала уже хрестоматийной, и даже вызвала к жизни в высшей мере интеллектуальную пародию на сей счет, а именно, «Хижину в лесу» (2011).
В случае с «Мёртвым озером» (в некоторых переводах «Озеро утопленников») также наличествует хижина. Едва ли не первое пугающее жилище посреди лесной чащи в мировом кинематографе. Только направились сюда не подростки, не студенты, а вполне состоявшиеся люди: писатель, психиатр, литературный критик и т.д. Так сказать, средневозрастной средний класс норвежской столицы.
В 1958 году было проще объяснить зрителю, почему оказавшиеся в беде персонажи, не могут связаться с внешним миром. Телефонная связь была не везде, сотовых не наличествовало как факта, до появления прототипа интернета была еще пара десятилетий.
То, что история зрителю показана с финала, когда беллетрист задумал создать «страшный роман» по мотивам имевшихся в реальности событий, это не только отсылка к типично нуарной структуре фильма, но и прозрачный намек, мол, не все действующие лица близ указанного озера погибнут.
А местечко окутано весьма и весьма нехорошими тайнами, дескать, жил здесь когда-то одноногий отшельник со своей сестрой и заботился о ней он настолько трепетно, что когда та нашла себе возлюбленного, то несчастных зарубил топором, а сам с горя утопился. Однако на несчастье недотеп, оказавшиеся в окрестностях в «роковое число», он выходит из воды и карает их. Ну почти что Майкл Майерс из «Хэллоуина» (1978), тот тоже считался утопленником.
Понятное дело в эти сказки никто не верит, если бы не одно обстоятельство – бесследно пропал брат девушки, который должен был дожидаться гостей в злополучной избушке. И далее действие набирает обороты, хотя и не так стремительно, как в привычных слэшерах. В данном случае создатели фильма делают акцент на красоты природы. Только этим можно объяснить, почему отдыхающие тут же не сбежали назад.
Кроме всего прочего надо отметить, что именно в этом фильме Коре Бернигстрём впервые обратился к теме болезненной опеки, которую пытается получить брат над сестрой, опережая в этом явлении Отто Премингера с его легендарным триллером «Банни Лейк исчезает» (1965)
Опять же у серии загадочных и зловещих происшествий, случившихся на берегах «Мертвого озера», очень странная (и не рациональная, и не мистическая) подоплека. С позволения сказать психоаналитическая. Далеко не случайно в качестве сыщика в фильме выступает не местный констебль, являющийся по большому счету фигурой статичной, а прибывший вместе с друзьями психиатр.