Найти тему
НУАР-NOIR

Изначальная «Хижина в лесу»

-2

Норвежский фильм «Мёртвое озеро» (1958) по-своему уникальный. Он не только опередил время в части сюжетных формул, но и может уверенно быть отнесен к числу первых прото-слэшеров (то есть фильмов об иррациональных маньяках), уступая по времени выхода «Винтовой лестнице» (1946) Роберта Сьодмака, но в то же самое время опережая «Кровавый залив» (1971) Марио Бова.

Афиша фильма «Мёртвое озеро»  (1958)
Афиша фильма «Мёртвое озеро» (1958)

В настоящее время история про то, как компания людей направляется в глухое место, дабы хорошо провести отдых, но в итоге всё оборачивается форменным кошмаром, стала уже хрестоматийной, и даже вызвала к жизни в высшей мере интеллектуальную пародию на сей счет, а именно, «Хижину в лесу» (2011).

Кадр из фильма «Мёртвое озеро»  (1958)
Кадр из фильма «Мёртвое озеро» (1958)

В случае с «Мёртвым озером» (в некоторых переводах «Озеро утопленников») также наличествует хижина. Едва ли не первое пугающее жилище посреди лесной чащи в мировом кинематографе. Только направились сюда не подростки, не студенты, а вполне состоявшиеся люди: писатель, психиатр, литературный критик и т.д. Так сказать, средневозрастной средний класс норвежской столицы.

Кадр из фильма «Мёртвое озеро»  (1958)
Кадр из фильма «Мёртвое озеро» (1958)

В 1958 году было проще объяснить зрителю, почему оказавшиеся в беде персонажи, не могут связаться с внешним миром. Телефонная связь была не везде, сотовых не наличествовало как факта, до появления прототипа интернета была еще пара десятилетий.

Кадр из фильма «Мёртвое озеро»  (1958)
Кадр из фильма «Мёртвое озеро» (1958)

То, что история зрителю показана с финала, когда беллетрист задумал создать «страшный роман» по мотивам имевшихся в реальности событий, это не только отсылка к типично нуарной структуре фильма, но и прозрачный намек, мол, не все действующие лица близ указанного озера погибнут.

Кадр из фильма «Мёртвое озеро»  (1958)
Кадр из фильма «Мёртвое озеро» (1958)

А местечко окутано весьма и весьма нехорошими тайнами, дескать, жил здесь когда-то одноногий отшельник со своей сестрой и заботился о ней он настолько трепетно, что когда та нашла себе возлюбленного, то несчастных зарубил топором, а сам с горя утопился. Однако на несчастье недотеп, оказавшиеся в окрестностях в «роковое число», он выходит из воды и карает их. Ну почти что Майкл Майерс из «Хэллоуина» (1978), тот тоже считался утопленником.

Кадр из фильма «Мёртвое озеро»  (1958)
Кадр из фильма «Мёртвое озеро» (1958)

Понятное дело в эти сказки никто не верит, если бы не одно обстоятельство – бесследно пропал брат девушки, который должен был дожидаться гостей в злополучной избушке. И далее действие набирает обороты, хотя и не так стремительно, как в привычных слэшерах. В данном случае создатели фильма делают акцент на красоты природы. Только этим можно объяснить, почему отдыхающие тут же не сбежали назад.

Кадр из фильма «Мёртвое озеро»  (1958)
Кадр из фильма «Мёртвое озеро» (1958)

Кроме всего прочего надо отметить, что именно в этом фильме Коре Бернигстрём впервые обратился к теме болезненной опеки, которую пытается получить брат над сестрой, опережая в этом явлении Отто Премингера с его легендарным триллером «Банни Лейк исчезает» (1965)

Кадр из фильма «Мёртвое озеро»  (1958)
Кадр из фильма «Мёртвое озеро» (1958)

Опять же у серии загадочных и зловещих происшествий, случившихся на берегах «Мертвого озера», очень странная (и не рациональная, и не мистическая) подоплека. С позволения сказать психоаналитическая. Далеко не случайно в качестве сыщика в фильме выступает не местный констебль, являющийся по большому счету фигурой статичной, а прибывший вместе с друзьями психиатр.