Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Реакционный поворот Александра

Вторая половина царствования Александра I ознаменовала собой один из самых тяжёлых реакционных поворотов в истории российского просвещения . В конце 1810-х гг. появилось стремление установить главенство веры над знанием и поставить её на место критической мысли, рационализма и секуляризма, которыми был пропитан университетский устав 1804 года . Олицетворением этого поворота стал занявший в 1816 г. должность министра народного просвещения А. Н. Голицын и круг его приближённых – М. Л. Магницкий, Д. П. Рунич, А. С. Стурдза и митрополит Филарет, оформившиеся в так называемую «голицынскую партию. Все вместе они нанесли непоправимый урон всему делу просвещения, поскольку в результате их «нововведений» было разгромлено несколько университетов, запрещены многие учебные дисциплины, уволены преподаватели (в основном иностранцы) и введена жёсткая цензура . «В лице князя Голицына и его сотрудников, – справедливо писал С. В. Рождественский, – выступили представители новых идеалов и воззрений на просвещение, прямо враждебных тем, которыми вдохновлялись реформаторы первой эпохи [царствования Александра I]».

Поворот к клерикализму в образовании ярче всего показывает преобразование, по проекту Голицына самого министерства Манифестом 27 октября 1817 г. Министерство народного просвещения соединено было с ведомством духовных дел, т. е. с ведомством Святейшего Синода. Это объединение объяснялось в манифесте целью, чтобы «истинно христианское благочестие всегда служило основанием просвещению умов». Это слияние провел человек, прежде далекий и от просвещения, и от духовных дел, называвший себя «от природы робким зайцем» С определенного времени А. Н. Голицын, став обер-прокурором Синода, увлёкся религиозными течениями разного толка . В его системе приоритетов интересы просвещения всегда уступали «делам духовным».

Подписывайтесь на паблик Сергей Семёнович Уваров и его время