Замечательная новость! Екатерина Златорунская, автор литературного агентства Флобериум, оказался в числе финалистов премии Бабеля!
Одесская международная литературная премия им. Исаака Бабеля является логическим продолжением уникального проекта по увековечению литературного наследия знаменитого писателя. 4 сентября 2011 года по инициативе Всемирного клуба одесситов в Одессе был установлен первый в мире памятник Исааку Бабелю и открыта площадь его имени.
Премия призвана выявлять и поддерживать лучшие образцы современной художественной словесности в жанре рассказа (новеллы), написанного на русском языке как в Украине и России, так и в других странах мира. Основным критерием отбора произведений на соискание премии, по выражению Исаака Бабеля, должна быть "тирания вкуса".
Что и говорить, имя Екатерины в шорт-листе - приятно, но совсем не неожиданно, ведь её талант заметен многим. Поздравляем вас, Екатерина! И держим кулачки!
Недавно поговорили с писательницей о её творчестве.
Как пришла идея книги «Но случается чудо»?
«Но случается чудо» - сборник текстов: в нем и рассказы, и повесть, и автобиографический цикл «Дальняя страна».
Тексты, вошедшие в книгу, я писала несколько лет.
Отобрав лучшие, я увидела, что они связаны между собой не сюжетом и исполнением, а скорее общим мотивом.
Чем объясняется выбор иллюстрации для обложки?
В сборнике есть рассказ «Молодильные яблоки» - об изгнании из рая детства. Действие рассказа происходит в летнем деревенском саду, маленькая девочка переживает трагедию, разрыв родителей.
Счастливый день оборачивается болезненным воспоминанием.
Иллюстрация для обложки тематически связана с рассказом «Молодильные яблоки».
В рассказе мама девочки чистит рыбу. И на обложке - яблоки, как символ утраченного детства; небо и ветви, отражённые в речной воде в ведерке - надежда на то, что в наш мир смотрит другой, дающий утешение.
Вы «держите равнение» на какого-нибудь автора?
Есть писатели, которых я очень люблю и перечитываю всю жизнь
Но мне кажется, если автор всерьёз идёт в литературу, он может идти только своей дорогой. Нельзя повторить чужой путь. Это тупик.
Что самое сложное в работе писателя?
Воплотить замысел в том виде, с той степенью честности и бескорыстия, в котором он возник.
О вас пишут совершенно восторженные отзывы. Есть какой-нибудь, который запал вам в душу?
Я радуюсь каждому отзыву, даже не восторженному, потому что это дорога, по которой идёт книга от меня к читателю.
В чем секрет успеха вашей книги?
Если бы знать этот секрет. Успех книги - это труд и удача. Я не думаю, что книга достигла успеха в той мере, какой бы мне хотелось.
Тяжело ли было работать с Ольгой и Татьяной? Были спорные моменты?
Самое светлое место в моих воспоминаниях - это процесс работы с Ольгой и Татьяной.
Я нашла единомышленников. Я слышала такой же отзыв и от других авторов «Флобериума».
Как вы считаете, куда движется русская литература? Какие жанры, сюжеты, темы будут популярны в следующие 5 лет?
Сейчас наступило время потрясений. Я ощущаю себя, как, наверное, ощущают люди, живущие рядом с просыпающимся вулканом.
И если мир останется на месте, то это время оставит свой след в искусстве.
Для человека страдание ужасно, невыносимо, уничтожающе, но для литературы, наоборот, продуктивно. Но не хотелось бы, чтобы литература развивалась такой ценой.
Я опасаюсь, что настанет время, когда свободное высказывание может стать невозможным.
Хочется, чтобы через пять лет литература, как и человек, была жива, свободна и независима.
Какой вопрос вы бы задали себе сегодняшней через много лет?
У меня много вопросов, наоборот, связанных с будущим. И вот будущую себя я о многом бы расспросила.
Я всегда чувствую грусть, когда думаю о прошлом, о той, какая я была. Мне совестно, что я отошла и отхожу от многих обещаний, что дала себе раньше.
Надеюсь, что мы узнаем друг друга. Наверное, об этом и спрошу. Узнаешь ли ты меня.
Если рекомендовать Флобериум - то почему?
Не если, а безусловно рекомендую.
За любое успешное дело отвечают люди.
Мне кажется, что ценность «Флобериума» заключается в его создателях.
Прежде всего, это отношение Ольги и Татьяны к тексту и писателю, сочетающее профессионализм, деликатность, внимательность, безупречный вкус, и, в то же время, требовательность на всех этапах работы.
Начинающему автору, к которым я себя безусловно причисляю, да и вообще любому автору, который хочет заниматься литературной деятельностью, не обойтись без помощи профессионала, который знает и понимает книжный рынок с другой стороны. К кому обратиться с рукописью, как определить целевую аудиторию, какую выбрать обложку, формат и даже время для издания книги. Я свой выбор сделала, и много раз ему порадовалась.