Едва ли не все британские таблоиды 7 июля вышли с заголовками «Наконец-то!» (имея в виду отставку Бориса Джонсона с поста премьер-министра). Но так или иначе авторы материалов задаются вопросом «А дальше что?». Вопрос действительно важный.
Начнём с того, что этого самого «дальше» ещё придётся подождать. Джонсон, хоть и британец, уходить по-английски не собирается. А наоборот: прощается и не уходит. Сам он уже заявил, что будет и.о. премьера до выборов преемника.
А это, кстати, та ещё процедура. 2 тура предварительного отсева кандидатов, затем выборы из двух наиболее рейтинговых кандидатов. Сами выборы, без отсева, длятся 90 дней. То есть если начнут сейчас, то закончат уже в сентябре.
По данным источников Mirror, в ранге и.о. «Джонсонюк» пробудет как минимум до конца июля поскольку... собирается жениться. Церемония запланирована в резиденции Чекерс, воспользоваться которой он может лишь будучи главой правительства.
Сам Борис Джонсон собирается оставаться на посту до октября А значит как минимум 3 месяца он пропремьерствует — если однопартийцы дадут на это добро.
Давайте представим, что дадут, и попробуем заглянуть в будущее. На календаре середина осени, Борис уходит, уступая место Лиз Трасс (Терезе Мэй, Бену Уоллесу…). Как изменится политика Великобритании в отношении России, Украины, военной операции?
Сам Борис Джонсон уверяет, что курс его партии в украинском кризисе даже после его ухода останется прежним. Тем более, если мы говорим не об Украине, а о противостоянии России, то здесь у британских элит как минимум 200 лет полное согласие независимо от партии.
«Нам совершенно не важно, кто придет. Будет ли это наша “любимица” (глава МИД) Лиз Трасс, или наш “любимец” (глава минобороны) Бен Уоллес, или кто-то другой… Единственное, что может произойти... поддержка Украины несколько растянется, замедлится. Но качественно я бы никаких изменений линии не ожидал», — комментирует отставку главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов.
Другими словами, новый британский премьер продолжит поддерживать Украину, но будет делать это на том же уровне, что и прочие европейские лидеры — так же, как Шольц или Макрон.
Тот же Шольц во время своего июньского визита в Киев как раз и высказывался по этому поводу: мол мы (он и Макрон) приехали, когда нам есть о чём говорить с Владимиром Зеленским. А не как кое-кто (явный намёк на Джонсона) — лишь бы приехать первым, пофоткаться на фоне «ежей» и баррикад и застолбить за собой имидж главного сторонника Украины.
Общий тон мнений британских журналистов и политических обозревателей, опрошенных изданием «Страна» — сосредоточенность на внутрибританской проблематике. Все опрошенные ждут от нового премьера решения внутренних проблем. Из внешней политики — запрос на урегулирование последствий брекзита и диалог с Брюсселем. Что же касается Украины, то британцы в оценке преемника Джонсона солидарны с Фёдором Лукьяновым: снизится накал, а общий вектор останется прежним.
Есть и «тёмная лошадка»: экс-министр финансов Риши Сунак, один из инициаторов отставки Джонсона. Если к власти придёт он, «…то не все так однозначно. И вопрос в том, какова будет степень поддержки Киева и хватит ли ее для победы Украины», — считает журналист Нейл Кобден.
В числе вероятных кандидатов звучит фамилия ещё одного оппонента Джонсона (Саджид Джавид). Не исключено, что и он может быть менее настроен поддерживать Украину. Или, вернее сказать, больше настроен заниматься проблемами самой Великобритании — прямой обязанностью любого главы правительства.
Самому же экс-премьеру можно (по примеру других отставных политиков) посоветовать перебраться в Украину. Там его явно любят, да и антироссийский настрой придётся к месту. Займёт у Зеленского должность, скажем, вице-премьера по выколачиванию международной помощи Украине. Всяко лучше, чем на родине гнилые помидоры от прессы ловить.
#великобритания #политика #экономика #борисджонсон