Найти тему
Клиника «Тибет»

Тибетская медицина в России, почему и чем она уникальна?

Оглавление

История тибетской медицины в России началась в XIII веке, далеко от Москвы, в царстве тангутов.

В 1206-1207 гг. Чингис-хан, только что провозглашенный повелителем всех монголов, совершил свой первый военный поход. Его целью было покорение царства тангутов, которое находилось у границ Тибета.

Здесь он встретился с посланниками тибетских монастырей, которые уговорили его не идти на их страну. Взамен они обещали ему необычную дань – не серебром или золотом, которого у них не было, а тем, что представляло настоящую ценность – известной только им наукой долголетия, здоровья и силы.

Поскольку взять в Тибете действительно было нечего, Чингис-хан согласился с их предложением. А может быть, на него так подействовали речи ученых монахов. Известно, что в конце жизни он принял тибетский буддизм (до недавнего времени он назывался ламаизмом).

Так или иначе, но с тех пор тибетские монастыри стали присылать в столицу монголов Каракорум врачей.

Одним из них был ученый лекарь, пандит Саджа Гунга Жалсан, прибывший в Каракорум в 1235 году, чтобы вылечить тогдашнего правителя, Годан-хана от паралича. И вылечил, причем настолько успешно, что хан немедленно повелел тибетским врачам служить в его армии.

Так тибетская медицина сыграла не последнюю роль в создании огромной империи чингизидов, сделав монгольских воинов выносливыми и сильными.

-2

Тибетская медицина основана на мобилизации восстановительных резервов организма. Это очень пригодилось раненым воинам, которые быстро поправлялись и возвращались в строй.

Но для нас не это главное. Важнее другое. В Каракоруме тибетские врачи познакомились со своими китайскими коллегами, прибывшими в столицу после монгольского завоевания Поднебесной. И не столько конкурировали, сколько тесно контактировали с ними, перенимая их знания и опыт. В частности, они познакомились с иглоукалыванием, Пентаграммой взаимодействия внутренних органов, узнали о биоактивных точках тела.

В результате синтеза тибетской и китайской медицин возникла новая медицина – монгольская.

Тут стоит заметить, что первый опыт подобного контакта произошел в 7 веке, при тибетском царе Сонгцене Гампо, взявшем в жены принцесс Непала и Китая, которые прибыли в Лхасу в сопровождении придворных лекарей.

Тогда это был контакт аюрведической и китайской медицин, в результате которого возникла тибетская медицина. Теперь уже тибетская медицина соединилась с китайской.

Чем отличается монгольская медицина от тибетской?

Прежде всего, более активным использованием иглоукалывания. В тибетской медицине оно считается вспомогательным средством, а в монгольской – одним из основных.

Еще методиками точечного массажа, применяемого по биоактивным точкам. Эта процедура называется акупрессурой.

В тибетской медицине точечный массаж применялся только как средство снятия мышечных спазмов и напряжений, по триггерным точкам. А в монгольской медицине – еще и по биоактивным точкам на меридианах тела.

-3

То же и с моксотерапией – точечными прогреваниями полынной сигарой.

Далее, в XVII – XVIII веках буддизм стал распространяться из Монголии в Забайкалье стараниями миссионеров, чьи алтари обычно помещались на повозках, нагруженных лекарственными средствами.

Используя фитопрепараты, иглоукалывание, массаж, моксотерапию буддийские врачи лечили местное население. Так медицина стала средством религиозной проповеди.

После обращения народов Забайкалья в буддизм тибетская медицина стала широко практиковаться уже местными врачами.

Одним из них был Сультим Бадмаев, ликвидировавший за три недели эпидемию сыпного тифа. Когда об этом стало известно императору Александру II, он пригласил лекаря в Санкт-Петербург.

Здесь он крестился именем Александр и получил под свое управление палату в Николаевском госпитале.

Его дело продолжил сын Петр Александрович Бадмаев, о котором словарь Брокгауза и Эфрона (издание 1891 года) сообщал, что он «лечит все болезни какими-то особыми, им самим изготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных».

После революции 1917 года и гражданской войны тибетская медицина была не то чтобы запрещена, но не приветствовалась в СССР.

Хотя в 1960 – 70 гг. у знаменитого врача Галдана Ленхобоева, не афишируя этого, лечились многие известные люди, такие как маршал Жуков, Галина Вишневская и Мстислав Растропович…

В 1990 – 2000 гг. тибетская медицина вернулась в Москву и Санкт-Петербург. Но в действительности то, что мы называем тибетской медициной, является монгольской медициной, которая сильно отличается от канонических методик, оставшихся в Лхасе.

Причем в лучшую сторону, что и делает ее ценность уникальной.

-4

А в Лхасе все оставалось без изменений. Достигнув пика своего развития в XIII веке, тибетская медицина практически остановилась на этом и больше уже не развивалась.

Так продолжалось до 1951 года, когда китайская народная армия захватила Тибет, вошедший в состав КНР.

Далай-лама XIV был вынужден эмигрировать в 1959 году в Индию, в г. Дхарамсала, где было создано тибетское правительство в изгнании и воссоздан Институт тибетской медицины и астрологии «Мен Ци Кан».

В 1960-х годах на волне интереса к восточной культуре, охватившего страны Запада, была открыта и тибетская цивилизация и ее медицина.

Таким образом, Запад узнал о тибетской медицине на сто лет позже России.

Началось широкое распространение тибетской медицины в Западной Европе, США, Канаде, причем именно в каноническом ее виде, сохранившемся в Лхасе, а затем в Дхарамсале с XIII века. Без иглоукалывания и биоактивных точек, без множества уникальных методик, которые используют врачи тибетской медицины в России.

Таков исторический аспект. В чем еще состоят отличия тибетской медицины в России от тибетской медицины в Индии, Тибете, странах Западной Европы и США, с точки зрения методологии – это отдельная большая тема.