Найти в Дзене
Еда и Политика

Африканская кладовая Путина

Интервью с Пьетро Гуастамаккья. Африка становится банком Путина? Сведения от журналиста, эксперта по России.

Итальянское радио и телевидение (RAI). 06-07-2022.

https://www.rainews.it/articoli/2022/07/l-africa-il-caveau-di-putin-intervista-a-pietro-guastamacchia-3cc90456-0f9b-44eb-9190-7ae72025c00b.html

Пьерлуиджи Мьеле

Пьетро, война в Украине продолжается пятый месяц. Прежде чем мы поговорим о «золоте Путина», я хотел бы узнать твое мнение о результатах западных санкций. Эти санкции действительно работают?

Санкции работают. Однако мы не знаем, достаточно ли их для того, чтобы убедить Москву остановить военные действия в Украине. Разумеется, результаты начинают проявляться, особенно в промышленно-экономическом секторе России, который почти замер по причине нехватки механических деталей и электронных компонентов. Это вовсе не означает, что мы занимаемся саботажем на промышленных и химических предприятиях России, атакуем их при помощи дронов с украинской территории или организуем диверсии. Нет, просто в настоящее время даже один вышедший из строя узел может остановить работу целого завода на месяцы. Еще одна область, в которой санкции могут оказаться даже более эффективными — это военная сфера. Россия каждый день теряет больше материальных ресурсов, чем способна возместить, в результате чего в скором времени окажется в трудном положении. При этом еще больше страдают беднейшие слои населения, которые сталкиваются с нехваткой дешевого продовольствия и лекарств. У российской экономики есть валютные ресурсы для того, чтобы продержаться в этой ситуации еще несколько месяцев, но бесконечно это продолжаться не может.

Известно, что в ходе последнего саммита G7 было принято решение запретить ввоз российского золота. Насколько этот драгоценный металл значим для российской экономики?

По просьбе Соединенного Королевства, Соединенных Штатов, Японии и Канады, саммит G7 потребовал запретить продажу российского золота на международных рынках, блокируя таким образом экспорт одного из важнейших для Российской Федерации видов сырья (после углеводородов). В самом деле, золото в последние годы стало для России главным предметом экспорта после энергетических ресурсов. В 2020 году объемы вывоза этого металла достигли почти 18 миллиардов евро, то есть около 5% мирового экспорта, при этом 90% поставок предназначались странам G7. Теперь Москва должна будет искать других покупателей. Впрочем, благодаря теперешней рыночной стоимости золота и гибкости схем перевозки это не составит большого труда. Сегодня Россия располагает большими запасами золота, которые были накоплены как в ходе внутренней добычи, так и в результате разработки незаконных месторождений в Африке, контролируемых наемниками. Последней теме был посвящен репортаж на канале TPI (The Post Internazionale). В действительности, важность этого металла для российской экономики возросла после первого конфликта в Украине в 2014 году, когда России впервые пришлось столкнуться с экономическими санкциями. В периоды экономической нестабильности золото — одно из главных средств спасения. Возможно, на этом и основана путинская стратегия накопления золотого запаса: чем больше Россия дестабилизирует мировую экономику, подвергая риску безопасность, тем больше стоит золото. Соответственно, российские золотые хранилища приобретают все большую ценность.

Какова связь между золотом и олигархами?

Для некоторых лиц, таких как Роман Абрамович, имевший лицензию на добычу в Сибири и на Камчатке, золото сыграло решающую роль в накоплении капитала. Однако в целом участие олигархов в эксплуатации российских минеральных ресурсов — просто часть общего плана, нацеленного на пополнение кремлевских сейфов, на финансирование внутренней и внешней политики Российской Федерации. Реальным получателем выгоды является Кремль. Кроме того, имущество олигархов в виде золота сыграло важную роль в процессе скрытого перемещения капитала — с тем, чтобы избежать санкций.

Эти санкции работают?

Санкции направлены, главным образом, на то, чтобы «усложнить жизнь», но не блокировать ее полностью. Полагаю, что в этом смысле они имеют определенный успех. Представители российских финансовых и бизнес-кругов, столкнувшись с тем, что их капитал оказался замороженным, были вынуждены перевести все, что они сумели сохранить, на счета подставных лиц, но в результате оказались в минусе. В минусе оказались и миллионы пенсионеров, которые уже в течение ряда месяцев не могут позволить себе необходимых лекарств и, что еще хуже, необходимых продуктов питания. Рано или поздно они выставят Кремлю свой счет — по крайней мере, на это надеются те, кто сделал выбор в пользу стратегии санкций.

Давай более детально поговорим в этом ключе о российском присутствии в Африке. Ты только что опубликовал примечательное исследование на эту тему. Попытаемся выделить основные тезисы. В качестве «длинной руки» Путина в Африке выступает пресловутая «Группа ВАГНЕР». Какие операции она выполняла в сфере золотодобычи? В каких странах?

Российское присутствие в Африке базируется на двух основных принципах: с одной стороны, это «эхо» прежней политики сближения Африки и Советского Союза; с другой стороны, это совершенно новая политика (я сказал бы, «пиратская»), которая основана на неудачах Запада на Африканском континенте. Такие государства, как Ангола, Мозамбик и Зимбабве имеют давнюю историю отношений с Москвой, которая поддерживала их в борьбе за независимость против колониализма. Присутствие русских в этих странах, в том числе на дипломатическом уровне, максимально четкое и определенное. В других странах, таких как Мали, Судан, Центрально-африканская республика и Сомали, реализуются иные сценарии — Москва пытается внедриться туда на волне кризиса. В частности, если говорить о Мали, европейское военное присутствие оставило после себя больше недовольства, чем где бы то ни было на материке. Предлагая местным политикам некоторые гарантии безопасности, а также помощь в случае вооруженных конфликтов, Москва получает права на использование минеральных ресурсов. Интересно, что зачастую речь идет об очень небольших операциях, в которых участвует не более дюжины бойцов. Учитывая, что они обладают исключительной подготовкой и способны противостоять европейским военным колоссам, действующим на юге Африки, это не слишком дорого обходится стране.

Какие добывающие компании входят в «Группу Вагнер»?

Сложно сказать, поскольку сама «Группа Вагнер» как бы и не существует на самом деле. Существует компания с таким названием, но невозможно привязать ее работу к тем военным и полувоенным операциям, о которых мы знаем. Деятельность «Группы Вагнер» осуществляется по принципу «правдоподобного отрицания»: структура каждой операции разрабатывается таким образом, что сам факт ее проведения можно отрицать как на местном, так и на международном уровне. Никакие расследования не приведут к организатору. Это вдвойне полезно в случае провальных операций, таких как недавняя операция в Мозамбике, после которой остались только безымянные тела наемников — без какого-либо ущерба для репутации Москвы. Тем не менее, благодаря международным журналистским расследованиям, на которые мы ссылаемся в нашем репортаже, кое-что мы все-таки знаем. Компания Midas Resources в Центрально-африканской республике и компания Meroe Gold в Судане — это подставные организации «Группы Вагнер». Но таких компаний могут быть десятки.

Что Европа за последнее время сделала для того, чтобы воспрепятствовать этому процессу?

Существуют нормы ЕС против поставки полезных ископаемых из зоны военных действий, такие как «Директива об ответственности в сфере добычи природных руд в зоне военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций». Если принятые нормы будут строго соблюдаться, это станет большим шагом вперед. Правда, они действуют только на территории Европы и не могут разрешить проблему на мировом уровне.

Известно, что африканское золото часто конвертируется в наличность с целью обойти санкции и финансировать военные действия. Речь идет об арабском следе. Кто этим занимается?

Да, это так. Согласно исследованию организации «Глобальная инициатива против международной организованной преступности», Арабские Эмираты «доминируют на черном рынке золота». Это посредник, который в обход санкций «помогает России взаимодействовать с финансовым миром». Помимо того, что в Дубае легализуют российские капиталы, включая состояния олигархов, там творят еще и чудеса умножения благородного металла. Согласно Докладу ООН о торговле и развитии за 2020 год, отмечается огромное расхождение между суммой ввезенного из Африки золота, объявленной ОАЕ, и аналогичной суммой, декларированной африканскими странами. Разница составляет 4 миллиарда долларов.